В чем же заключается непосредственная подготовка учителя к уроку? Что такое поурочное планирование?

Непосредственная подготовка учителя к уроку - это планирование урока, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определены основное содержание и направленность урока. План урока необходим каждому учителю независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части: 1) обдумывание цели урока, каждого его шага; 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.

Цель урока определяется исходя из содержания материала программы, материальной базы школы и характера той деятельности учащихся с учебным материалом, которую можно организовать в данной учебной ситуации. В этой части подготовки урока учитель на основе мысленного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего урока, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих собственных действий и действий учащихся в их единстве. И только после определения основного содержания и направленности собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке учитель отбирает необходимый и достаточный материал, который должны усвоить ученики, намечает последовательность введения в оборот тех или иных понятий, которые будут отрабатываться на уроке. Подбирает наиболее емкий и яркий материал, необходимый для возбуждения активности учащихся при работе с намечаемыми понятиями, намечает ориентиры в виде обобщенных вопросов, проблемные задачи, предопределяет структуру урока, исходя из объема предстоящей работы. Оценивает возможности учащихся и свои собственные, готовит себя психологически к возможным изменениям занятия в связи с меняющимися условиями на уроке, с введением в содержание урока дополнительной информации.

В ходе подготовки урока усиливается внимание учителя к педагогическому предвидению, к прогнозированию поворотов мысли учащихся. Подготовка учителя к уроку охватывает, таким образом, не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование в соответствии с этапами его изучения, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим материалом - его восприятия, осмысливания и т.п. Чем тщательнее проведен такой анализ, тем меньше вероятности встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.

После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществляет запись плана-конспекта урока. При этом конспект урока, особенно для начинающего учителя, разрабатывается довольно подробно, развернуто. Такой конспект может служить опорой в его работе не только в одном классе, а во всех классах одной параллели. Опытные учителя ограничиваются краткой записью урока - фиксированием того, что нужно не забыть и использовать самому учителю в работе с учащимися на уроке в данном конкретном классе. Это иногда вынуждает отдельных учителей составлять такие планы даже на каждый класс одной и той же параллели, так как учащиеся классов чаще всего заметно отличаются по своим особенностям, уровню подготовленности.

Иногда и в среде ученых-педагогов и учителей-практиков разгораются споры о том, нужен ли учителю план урока? Не сковывает ли план урока творчество учителя? Можно ли учителю пользоваться планом-конспектом во время урока? Не влияет ли это отрицательно на авторитет учителя у учащихся?

Споры такого рода в принципе беспредметны! И это потому, что учителя своим примером приучают учащихся к организованности в работе, к работе по плану, к работе с краткими записями-тезисами, заранее подготовленными. План урока, разумеется, не должен являться своеобразными шорами для учителя, не должен сковывать его инициативу, гибкость в работе с учащимися. Урок - это творческий акт, а следовательно, недопустима фетишизация плана урока в работе учителя. План урока является только руководством к действию, и когда на уроке требуется внести те или иные изменения по ходу урока, учитель не только вправе, а он обязан отступить от плана для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность урока. Но одно - отступить от намеченного плана и совсем другое - не иметь никакого плана. Отступая от намеченного, учитель прежде всего соотносит все продуманные, многократно проигранные в уме детали содержания учебного материалы, собственные действия и действия учащихся с этим материалом, характер их взаимодействия, и только соотнося все это с создавшейся на уроке ситуацией, он привносит коррективы в ходе ведения урока. Но эти коррективы являются не стихийными, а соотносятся с неожиданно возникшей новой ситуацией и ранее запланированными видами работы и приобретают характер планомерного привнесения изменений в структуру урока и в содержание деятельности учителя и учащихся в соответствии с ранее запланированными целями и дидактическими задачами урока.

План урока - это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации.

В нем отражается тема урока и класс, в котором он проводится, цель урока с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке, определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, в ходе выполнения которых успешно будет осуществляться актуализация ранее усвоенных опорных знаний и способов деятельности, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся и их поступательное движение от незнания к знанию, от неумения к умению совершать на этом пути необходимые и достаточные познавательные и практические действия при решении запланированных на уроке учебно-познавательных и практических задач. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.

Успех урока зависит не только от тщательной подготовки к нему учителя, но и от подготовки им самих учащихся к работе на предстоящем уроке, от того психологического настроя, с каким они приходят на урок. Подготовка учащихся к следующему уроку в системе уроков предполагает:

    ознакомление учащихся с планом их работы на предстоящих уроках по теме;

    ориентация учащихся на их предварительное знакомство с отдельными разделами или темами учебника, чтение научно-популярной и художественной литературы по проблемам очередного урока, проведение наблюдений и несложных доступных опытов, которые могут способствовать изучению нового материала.

«Только тот учитель может стать подлинным мастером своего дела, который хорошо изучит, что должны знать ученики и каким путем добиться этих знаний».

В.А.Сухомлинский

Памятка по составлению рабочего плана урока

Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Ежедневное планирование занятий крайне необходимо для эффективного воплощения в жизнь ваших замыслов. Составляя план урока, в первую очередь обращайте внимание на цели, которые вы намереваетесь достичь. В произвольной форме составьте список целей, решению которых будет посвящено занятие, и, основываясь на этих целях, продумайте, какой материал и каким образом преподнести учащимся на уроке.

Цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой, программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.

«Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попа не туда.» Марк Твен.

Конспекты уроков по данному разделу составляются с указанием:

    № урока;

    его целей (образовательной, развивающей и воспитательной);

    типа урока (урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала);

    распределения основных этапов урока по времени;

    этапов формирования базовых понятий (введение понятия; приведение примеров, к которым применимо данное понятие; выделение существенных и несущественных признаков понятия; определение понятия, основанного на существенных признаках);

    методов обучения: устный (индивидуальный, фронтальный) или письменный (самостоятельная, контрольная работа, диктант) опрос; лекция, объяснение, проблемное объяснение, рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с источником информации, упражнение, ролевая игра, выполнение упражнений и заданий в обычной или игровой форме и т.д.;

    приемов работы: составление схемы, работа с таблицами, работа с текстом учебника, составление описания и т.д.

К разработанным урокам необходимо подготовить (или подобрать) демонстрационные и дидактические, возможно электронные, материалы.

Приступая к созданию плана-конспекта урока, следует помнить, что планируемые задачи отдельных уроков должны выступать как составная часть общей задачи изучаемой темы. Компоненты знаний, раскрываемые на уроке, должны обеспечивать часть решения той или иной целостной задачи. Конкретные задачи отдельных уроков должны рассматриваться во взаимосвязи с другими.

Поурочное планирование занятий необходимо составлять таким образом, чтобы оно не только позволяло сообщать учащимся определенные знания, формировать умения, но и обеспечивало их прочность, давало возможность некоторые умения «сделать» навыками.

При составлении планов-конспектов отдельных уроков необходимо учитывать, что активность мыслительной деятельности по ходу ознакомления с материалом возрастает, если одновременно учащийся выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал, и при этом соблюдаются следующие условия:

1) поставленное задание направляет усилия учащегося на использование определенного мыслительного приема;

2) учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения этого задания, и навыками применения данного приема;

3) этот прием соответствует содержанию материала, и чем в большей мере соответствует, тем сильнее активизирует деятельность.

Активизировать мыслительную деятельность учащихся на занятии можно, и при использовании дидактического правила, гласящего, что сначала учитель ставит конкретное задание, которое должны будут выполнять учащиеся в процессе ознакомления с материалом, и лишь затем предлагает им читать учебник, слушать объяснение учителя, вызванного ученика.

Подбирая задания к занятию, важно учитывать, что они должны быть посильными для всех учащихся, иначе у них теряется уверенность и ослабляется внимание. Все учащиеся должны обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения задания, в противном случае часть класса не принимает участия в работе. Все учащиеся должны быть уверены в том, что справятся с заданием.

Если понимать методы обучения как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения как средство образования и воспитания, то описание каждого метода обучения должно включать описание:

1) обучающей деятельности учителя;

2) учебной (познавательной) деятельности ученика;

3) связи между ними или способы, какими обучающая деятельность учителя управляет познавательной деятельностью учащихся.

Такой подход должен найти свое отражение в планировании отдельных уроков, ставящих в центр внимания личность ученика.

Для планирования отдельных уроков можно использовать следующие структурные единицы урока:

    Организация начала урока.

    Выявление имеющихся знаний, умений и навыков.

    Работа над изучаемым материалом.

Знакомство с новым материалом.

Обеспечение планируемого уровня знаний (повторение, совершенствование и применение знаний и умений).

    Систематизация и обобщение знаний.

    Организация работы дома.

Дидактическая цель этапа урока «Выявление имеющихся знаний, умений и навыков» – анализ знаний, умений и навыков учащихся.

«Работа над изучаемым материалом» является ознакомление учащихся с новым материалом. Задачи этапа – сообщение новых, расширение и углубление имеющихся знаний. Для решения этих задач необходимо выделять предпочтительные методы обучения, продумывать соответствие методов и средств познания конкретным условиям работы, определять пути активизации деятельности учащихся.

Дидактической целью этапа урока «Обеспечение планируемого уровня знаний» является усвоение знаний и умение пользоваться знаниями, осознание практической значимости изучаемого материала в науке и жизни.

Дидактической целью этапа «Систематизации и обобщение знаний» является выделение главного и установление связей в изучаемом и изученном ранее материале. Основные функции – ценностно-ориентационная, обучающая, контрольно-проверочная. На данном этапе урока подводится итог работы учащихся, выделяется главное в изучаемом материале, подчеркиваются связи между отдельными вопросами изучаемого материала; раскрывается значимость изучаемого ранее в системе усвоенных знаний, данного предмета и других дисциплин; практическое применение знаний в науке, технике, общественной жизни.

Создавая планы уроков, необходимо добиваться того, чтобы планируемые результаты обучения оказывали существенное влияние на повышение качества обучения и более эффективно реализовывали все возможности программы курса. Для этого они должны удовлетворять следующим требованиям: быть конкретными, реалистичными и открытыми, т.е. ученик должен понимать, что от него требуют и как это выполнить.

План-конспект каждого урока должен тщательно разрабатываться, а также должен готовиться дидактический материал, продумываться меры-задания. В конспекте каждого урока необходимо указать формы и методы обучения, формы организации учебной деятельности, формы и средства контроля, деятельность учителя и учащихся.

Деятельность учителя заключается в постановке цели перед учащимся, обеспечении ее достижения в ходе обучения, опираясь на методическую поддержку: требования к содержанию обучения и выделенные типы учебных задач, комплект заданий, тематическое и поурочное планирование, план действий учителя.

Способы взаимодействия педагога и ученика:

а) общедидактические методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, лекция;

б) организационные формы обучения – урок, практические занятия, организация работы дома, зачет, консультации;

в) общие формы организации обучения – фронтальная, индивидуальная, групповая, дифференцированная.

Контроль знаний и педагогическая диагностика – завершающий элемент структуры процесса обучения. Они позволяют вносить коррективы в учебный процесс, изменять формы обучения, вводить новые методы, подтягивать отстающих. Как средства проверки могут применяться следующие проверочные задания: фронтальные опросы, тесты-задания с выбором ответов, практические работы, самостоятельные работы и др. Особое внимание следует уделять содержанию заданий, формулировке вопросов в них, форме предъявления заданий. Учащимся должны даваться четкие, краткие и нацеливающие на главное формулировки заданий и устных вопросов.

Из психолого-педагогической литературы известно, что:

1) забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала (в первый день, в первые часы и даже минуты), затем оно замедляется;

2) повторение путем разнообразной деятельности, сводящейся хотя бы к некоторой реконструкции материала, эффективнее, чем его повторение в неизменном виде;

3) рассредоточенное по времени повторение эффективнее, чем концентрированное.

С помощью проверки перед изучением нового материала выявляются знания и умения, которые должны были стать опорными для его полного понимания и усвоения. При объяснении нового материала проверка является «обратной связью» между учениками и учителем, играет важную обучающую роль. Для концентрации внимания учеников на основных вопросах, выделения ими главного в изучаемом материале им задаются нацеливающие вопросы.

При повторении и закреплении знаний, умений и навыков проверка играет не только выявляющую, контролирующую роль, но и служит для уточнения и расширения знаний. Практические и самостоятельные работы, зачеты должны стать видом отчетности школьников о своих учебных успехах. Основные виды деятельности учащихся при текущем опросе следующие: составление алгоритмов и программ, выполнение упражнений и практических работ.

Не забывайте о темпе занятия. Лучшие результаты достигаются в том случае, если виды деятельности чередуются.

Образец плана:

ТЕМА: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

УРОК № ../..: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

ЗАДАЧИ УРОКА: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная:

    знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т.п., более мелкие по планам изложения)

    умения:

    • специальные (решение задач, проведение, измерений и т.п.)

      общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т.п.

    навык - это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

2. Воспитательная:

    нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.

    потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение .(строение материи, вещество - вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т.п.)

3. Развивающая:

    развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально- волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля)и потребностей- мотивационной области.

    Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

ПЛАН УРОКА: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

1. Организационная часть - 2-3 мин.
2. Сообщение новых знаний - 8-10 мин.
3. Практическая работа учащихся - 20-26 мин.
4. Сообщение задания на дом - 3-5 мин.
5. Завершение урока - 1-2 мин.
Указывается домашнее задание , которые учащиеся получат на следующий урок.

ХОД УРОКА - основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

Анализируйте рабочие планы прошлых лет, сопоставляйте их с нынешними. Это дает возможность совершенствовать этапы урока.

НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку – это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.

Есть учителя, хорошо работающие, но не умеющие оценить свой труд и недооценивающие его.

Есть учителя (и таких, к сожалению, большинство), переоценивающие свою работу и не умеющие замечать собственные недостатки.

Анализ собственной работы должен превратиться в органическую часть системы работы учителя, тогда новый учебный год будет приносить ему новые успехи.


ПЛАН, КОНСПЕКТ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
1.ПЛАН (от лат. planum – плоскость), Заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий. (Большой энциклопедический словарь). ПЛАН УРОКА пишется в краткой форме по основным этапам урока; можно план представлять в виде таблиц следующего содержания:
№ Этап урока Приемы и методы Время (мин.)
2.КОНСПЕКТ

(от лат. conspectus – обзор), краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада. (Большой энциклопедический словарь). В конспекте кроме плана урока будет прописан ХОД УРОКА. Здесь в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока. Как правило, этот раздел в конспекте также представляется в виде таблицы:
№ Деятельность учителя Деятельность ученика
И план, и конспект должен начинаться со следующих рубрик:
ТЕМА:
УРОК №
ТИП УРОКА: определяется, исходя из целей и задач урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.
ЦЕЛЬ УРОКА:
ЗАДАЧИ УРОКА: кратко перечисляется содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: перечисляются оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов. Сюда же включается список технических средств обучения (ТСО), которые будут использоваться на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамера и т. д.). Целесообразно включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).
3.Как правило, педагоги используют ПЛАН-КОНСПЕКТ урока. План-конспект = план (краткое описание этапов урока) + конспект (подробное описание деятельности учителя и ученика на каждом из этапов). Добавлю, что план – конспект – это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний, он отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.
Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. Качественно разработанный и составленный план-конспект урока удобен для пользования, поскольку по каждой части урока преподаватель сразу получает информацию о деятельности своей и учащихся.
4.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п. (Большой энциклопедический словарь). Технология – это четкий ответ на вопросы: что надо делать, как и в какой момент времени. Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представление индивидуальных методов работы. Технологическая карта урока (вариант) составляется в виде таблицы, в которой прописываются по вертикали
Этапы урока Задачи каждого этапа Методы Формы Виды деятельности учащихся
1. Организационный момент
2.Подготовка к активной у.п.д.
3. Установка познавательной задачи
4. Усвоение новых знаний
5.Первичная проверка понимания
6. Закрепление знаний
7. Самопроверка знаний
8.Итог
9. Домашнее задание
5. ПРОЕКТ – разработка структуры урока с указанием цели и задач каждого этапа урока, с указанием форм и методов обучения, используемых учителем на каждом этапе урока, а также с указанием видов работы учащихся, с обязательным указанием ожидаемых результатов. Гете писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». Цель составления и плана, и конспекта, и проекта, и технологической карты состоит в превращении мысли в действие.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.


6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление
o в знакомой ситуации (типовые задания)
o в изменённой ситуации (конструктивные задания)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
o с целью подготовки к контрольному уроку
o с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний



4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
СОЗДАНИЕ КОНСТРУКТА УРОКА (УЧЕБНОЙ ТЕМЫ) В СООТВЕТСТВИИ С
ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО.
1. Опираясь на примерную программу по истории или обществознанию для основной школы, определите интересующую Вас учебную тему. Поясните выбор темы, укажите её место и значение в школьном курсе географии.
2. Спланируйте личностные, метапредметные и предметные результаты, которых смогут достичь ученики в ходе Вашего урока.
4. Какие элементы содержания учебного материала (термины, законы, имена, названия и т.д.) будут обязательными для усвоения всеми обучающимися в процессе изучения данной учебной темы?
5. Выберите образовательную технологию, которая кажется Вам наиболее эффективной в данном случае. Аргументируйте свой выбор.
6. Какие методические приёмы в рамках данной технологии, на Ваш взгляд, будут наиболее эффективны для достижения запланированных образовательных результатов?
7. Продумайте организацию самостоятельной деятельности обучающихся в соответствии с выбранной технологией и методическими приёмами на всех этапах дидактического цикла.
8. Определите необходимые Вам ресурсы (текстовые, мультимедийные и т.д.).
9. Каким образом Вы проверите достижение каждого из запланированных образовательных результатов урока?
9. Спланируйте серию уроков по данной теме, руководствуясь таблицей:
Тема урока Планируемые результаты Формы учебной деятельности Необходимые ресурсы
Личностные Метапред
метные Предметные

Инструкция

Составить поурочный план не так уж и сложно. Главное - знать его основные составляющие. Со временем написания план а не будет занимать у вас так много времени, как в начале. Но сначала стоит отметить, что он обязательно должен быть связан с календарно-тематическим план ированием, утвержденным на методическом объединении -предметников.

Прежде всего, нужно уделить небольшой промежуток времени вначале занятия для опроса учащихся по ранее усвоенному учебному материалу, тематически связанному с материалом, который предстоит объяснять. Обычно на такой опрос отводиться от 3 до 5 минут. Во время опроса учащиеся вспоминают пройденное, их и способность усваивать новую информацию повышаются. Следующие 20-25 минут необходимо посвятить объяснению новой темы. Ваши ученики лучше запомнят материал, если он будет сопровождаться показом макетов, схем, таблиц, -, аудиоматериалами и примерами. Необходимо равномерно распределить время для устного объяснения и работы с наглядными пособиями. Это позволит активизировать сразу несколько механизмов , улучшая его качество. Последние 10-15 минут урока нужно оставить для закрепления только что пройденного материала. Для того чтобы сделать план урока максимально удобным, иногда впоследствии в него приходится вносить коррективы. Например, можно увеличить время для закрепления материала, включив в него короткий пятиминутный опрос. Это позволит оценить качество знаний учащихся и своей работы.

Что лучше: воспользоваться готовым планом или более правильно составить план урока самостоятельно?

В принципе, возможен и тот и вариант. Иногда для начинающего преподавателя легче воспользоваться готовым методическим материалом. Однако со временем большинство предпочитают самостоятельно составить план урока и по индивидуальной . Правильно составленный план урока позволяет рационально использовать время занятия и значительно увеличивает его эффективность.

Видео по теме

Источники:

  • как составить плана открытого урока

Конспект представляет собой краткое изложение содержания статьи, параграфа или раздела. Обычно потребность в написании конспекта возникает, когда необходимо переработать большой объем информации в сжатые сроки. После прочтения правильно составленного конспекта материал легко воспроизводится в памяти.

Инструкция

Наиболее распространенным является свободный . Это конспект, сочетающий в себе выписки, тезисы, цитаты, план. Это наиболее качественный вид конспекта. При удачном его написании вы восстановите в памяти содержание источника даже через большой промежуток времени.

Перед написанием конспекта прочтите текст целиком. Выделите в нем основные положения, понятия, идей, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в . Не нужно переписывать текст дословно. Постарайтесь перефразировать мысли более понятно, своими словами, подберите , проведите перекомпоновку материала. Только после этого начинайте .

Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в конспект для раскрытия каждого из них. Наиболее важные на моменты можно процитировать. В конце сделайте обобщающие выводы, приведите примеры, факты.

Очень удобно в написании конспекта применять различные схемы. Они помогут наглядно взаимосвязи между текста. Для этого вам необходимо подобрать материал для составления схемы, выделить общие понятия. Далее раскройте суть понятия, подобрав ключевые или фразы. После чего логически сгруппируйте факты, установите связи между группами.

При создании конспекта важно, чтобы информация воспринималась легко и , поэтому применяйте оформительские средства. Для этого делайте различные подчеркивания, выделение текста маркером, фломастером или другой пастой. Основные понятия, определения, формулы заключайте в рамки. Пишите текст разными шрифтами, используйте условные обозначения и сокращения.

Видео по теме

Планирование работы учителем – необходимый элемент его деятельности. Тщательная подготовка поможет педагогу целенаправленно и своевременно решать стоящие перед обучением задачи. Исходными документами для планирования являются учебный план школы, программа курса предмета, календарно-тематическое планирование и непосредственно план каждого урока в отдельности.

Инструкция

План урока должен иметь следующие элементы: тема и ; этапы урока , с указанием времени проведения; методы и содержание проверки знаний; последовательность и методы изучения нового материала; демонстраций; перечень технических средств ; задачи и упражнения с их решением; .

При составлении плана урока педагог, прежде всего, выявляет цели и задачи урока . На одном уроке решается обычно не одна, а несколько задач, однако, учитель должен выявить несколько основных задач. Задачи, указанные в плане подразделяются на образовательные, развивающие, и воспитывающие. При постановке слишком большого количества задач из них не сможет быть полностью выполнено и до конца .

Далее учитель отбирает необходимый для усвоения фактический материал, изучая учебник, и устанавливает объем и содержание материала. Здесь же подбирается научно-популярная и методическая , в которой содержится материал, . Все это нужно для составления структуры урока , разбивание его на этапы, распределение времени на каждый из них.

В конце урока предполагается оценка работы учащихся с комментариями и выставление отметок.

Связанная статья

Источники:

  • Школьное образование. Конспекты уроков
  • составление план конспекта

История - это один из базовых предметов в школе. Тщательное ее изучение гарантирует отличное понимание учениками политической. экономической и общественной обстановки, в которой они живут. Однако для учителей именно этот пункт и является очень сложным. Ведь для того, чтобы дети лучше понимали историю, урок нужно должным образом составить, структурировать и разработать.

Инструкция

Для начала составьте план-конспект вашего занятия. Он должен включать в себя краткое содержание темы, опираться на результаты предыдущего занятия и учитывать степень подготовленности аудитории. Не забудьте также определить для конспекта и то, насколько сложна данная тема для восприятия. Возможно какому-то событию необходимо уделить больше внимания и рассказывать, а также изучать его в течение нескольких урок ов. Также опишите в вашем и место проведения занятия. Возможно, это будет не просто лекция в , а какой-либо поход в музей или исторические усадьбы.

Обязательно распишите ваш план поминутно и по пунктам. Как правило, в структуру урок а входят следующие параметры: организационные моменты, проверка домашнего задания (если таковое имелось), контроль подготовки к усвоению материала нового урок а, непосредственно восприятие новых знаний, закрепление пройденного материала, пункты по обобщению и систематизации новых знаний, а также

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА конструирование взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе реального учебного времени. Основой служат цели, задачи, принципы, методы и содержание учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания учебного материала, развитию и воспитанию учащихся. П. у. осуществляется в виде конспекта. Конспект урока содержит формулировку темы, задачи урока, этапы урока, оборудование, задания для учащихся на каждом из этапов, алгоритмы выполнения заданий, фрагменты речи учителя или полный текст нового материала. План-конспект: тема, задачи урока, этапы урока, задания для учащихся.

Педагогический словарь. - М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое "ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА" в других словарях:

    ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ - ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Определение преподавателем содержания занятий и их материального обеспечения на какой л. период учебной работы. От продуманного П. у. р. во многом зависит качество занятий. Применяются два основных вида планирования:… …

    Планирование физического воспитания - Предварительная разработка и прогнозирование на предстоящий период целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся. Основой П. ф. в. являются… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Способ проведения урока согласно заранее составленному плану по проведению серии уроков. П. п. включает: вступительное слово учителя, речевую зарядку, проверку домашнего задания, объяснение нового материала, его… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    УРОК - форма организации уч. воспитат. процесса в уч. заведениях при классно урочной системе обучения; составная часть процесса обучения. У. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом). в течение определённого промежутка времени (как …

    Вертикальная педагогика - Зачетные уроки Вертикальная педагогика – метод обучения школьников математике, созданный белорецким педагогом Р. Г. Хазанкиным в конце 1970 х годов. Метод отмечен Государственной премией СССР (1990), и Премией Правительства России в области… … Википедия

    ГИГИЕНА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ - система оптимальных, научно обоснованных требований к организации уч. процесса нормирование умственных и физич. нагрузок, рациональная организация уроков (в т. ч. трудового обучения и физич. воспитания), чередование видов уч. работы в течение дня … Российская педагогическая энциклопедия

    Хазанкин, Роман Григорьевич - Роман Григорьевич Хазанкин Дата рождения: 3 апреля 1 … Википедия

    Караковский, Владимир Абрамович - Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/2 июня 2012. Дата постановки к улучшению 2 июня 2012. В Википедии… … Википедия

    Педагогическое общение - система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимо отношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П. о. такое общение… … Педагогическое речеведение

    Шамова, Татьяна Ивановна - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Книги

  • Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочное планирование. Система уроков по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной , Павлова О.В.. Пособие содержит технологические карты и подробные сценарии уроков изобразительного искусства в 1 классе, составленные по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной "Изобразительное искусство"… Купить за 145 руб
  • География. 6 класс. Поурочное планирование. Система уроков по учебнику под редакцией Климановой О. А. , Т. К. Торопова, И. В. Кривоногова. В пособии представлено поурочное планирование по географии для 6 класса, составленное по учебнику `География. Землеведение` под редакцией О. А. Климановой (М.: Дрофа, 2011). Проектирование…

Close