Мы не можем быть судьями тому непростому, временами горькому времени, в котором родился, вырос, воевал и мужественно погиб Муса Джалиль. Одно лишь утешает: у подлинных героев, как и у святых, обыкновенно тернистый путь.

Прежде чем повести разговор о знаменитом татарском поэте и публицисте, Герое Советского Союза, лауреате (посмертно) Ленинской премии Мусе Джалиле (Муса Мустафаевич Залилов), позвольте небольшое отступление.

Величие России, её мощь и сила определяются не только и не столько бесконечными просторами, неисчерпаемыми недрами, космическими достижениями, военными победами и прочими государственными атрибутами, но, прежде всего, – народами, населяющими одну седьмую часть Земли. Ни одна империя, ни одна многонациональная страна мира, ни в прошлом, ни в настоящем не может противопоставить России более мудрой и взвешенной национальной политики. С седой древности и поныне. Долгие годы утверждалось, что царская империя была «тюрьмой народов». На самом же деле «проклятый царизм» не потерял на своём мновековом пути ни одной, даже самой малочисленной народности, вставшей под его знамёна. Более того, если бы не военная мощь Российской империи, то многие среднеазиатские, кавказские, прибалтийские народы, да та же, ныне «бандеровская» Украина, уже давно были бы стёрты с карты мира, и мы бы забыли их названия. Ну кто сейчас вспомнит убыхов? А ведь был самый воинственный миллионный народ Кавказа, ушедший в Османскую Турцию. Нет теперь ни одного убыха. Растворился, исчез в пучине османской экспансии. В России подобного никогда не случалось. Эти народы прекрасно понимали: без России им не существовать никогда.

Ярчайшей звездой в величайшем созвездии советских народов был и татарин Муса Джалиль.

Его потрясающе фантастические жизнь, борьба, творчество и смерть достойны и нашего восхищения, и нашей благодарной памяти.

…В бескрайних просторах оренбургских степей затерялась небольшая татарская деревушка Мустафино. Зимой здесь лютые морозы и гигантские снежные сугробы, а летом невыносимая жара. В той деревеньке и родился шестым ребёнком Муса. Когда мальчику исполнилось семь лет, родители Мустафа и Рахима Залиловы (татарский звук «ж» пишется как «з» и «дж») отдали его в Оренбургскую медресе (буквальный перевод – «место, где обучают») «Хусаиния». Там, кроме обязательной теологии, преподавались и светские дисциплины: литература, рисование, пение. Мальчик хоть и учился весьма прилежно, но всегда ждал, как манны небесной каникул. Дома ему было раздолье полное: ходил в ночное, подолгу купался в речушке Неть. А длинными вечерами с восторгом слушал протяжные татарские песни, которые великолепно исполняла мама, и завораживающие сказки бабушки Гильми. Видно, тогдаи вспыхнула поэтическая искорка в мальчике…

Тринадцатилетним Муса вступает в комсомол. А в пятнадцать лет сражается с казаками атамана Дутова.

В нём - стихотворения и поэма «Барабыз» («Мы идём»). После окончания Гражданской войны Муса Джалиль активно участвует в организации первых пионерских отрядов, пишет детские стихи и пьесы. Его избирают членом Бюро Татаро-Башкирской секции ЦК комсомола и направляют учиться в Москву. Муса поступает на филологический факультет Московского государственного университета. И продолжает писать стихи на родном языке.

С университетским дипломом Джалиля направляют в Казань. Здесь он целиком отдаётся творческой работе и общественной деятельности. В 1931-1932 годах редактирует татарские детские журналы, издававшиеся при ЦК ВЛКСМ. С 1933 года работает завотделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист», выходившей в Москве. Тогда же знакомится с советскими поэтами А. Жаровым, А. Безыменским, М. Светловым. В 1934 году выходят сразу два его поэтических сборника: «Орденоносные миллионы» и «Стихи и поэмы». В 1939-1941 годах Муса Джалиль - ответственный секретарь Союза писателей Татарской АССР и одновременно заведующий литературной частью Татарской оперной студии при Московской консерватории. Когда встал вопрос о создании национального оперного театра, Муса с головой ринулся в новое для себя дело. Он подыскивал певцов, либреттистов, вёл обширную переписку с татарскими поэтами и драматургами, присутствовал на репетициях и устраивал быт актёров. В это же время Джалиль переводит на татарский язык десятки песен, романсов, оперные либретто. Пишет их и сам. Опера Н. Жиганова «Алтынчеч» на его либретто вошла в Золотой фонд советского оперного искусства. Летом 1939 года в Казани открывается оперный театр. Муса продолжает в нём работу как заведующий литературной частью. К этому времени достигает расцвета литературное творчество Джалиля. Он с равным успехом пишет пьесы, эпические поэмы, песни, критические статьи.

Но, пожалуй, полнее всего талант Мусы раскрылся в лирических стихотворениях. Джалиль окончательно сформировался как поэт-лирик.

Его стихи привлекают чистотой и задушевностью. Его переводы на татарский Пушкина, Некрасова, Шевченко, и других национальных поэтов становятся татарской классикой. Всё это способствует творческому возмужанию поэта. Критик С. Гамалов, рецензируя вышедшую в Москве в переводе на русский книгу стихов Джалиля, назвал её ярчайшим примером идейно-художественного роста татарской поэзии и выразил уверенность, что «маленькая книжка стихов Мусы Джалиля доставит большую радость советскому читателю подлинной поэтичностью, сочетающей в себе железную волю с мягкой лиричностью, великий гнев с нежной любовью». Мусу Джалиля избирают председателем Союза писателей Татарской АССР и депутатом городского Совета. Как писатель он работает практически во всех литературных жанрах: пишет песни, стихи, поэмы, пьесы, публицистику, собирает материал для романа о комсомоле. На основе его поэм «Алтын Чэч» («Золотоволосая») и «Ильдар» композитор Н.Г. Жиганов написал оперы. Последняя из них удостоена Сталинской премии.

Безо всяких преувеличений можно утверждать: к концу тридцатых годов Муса Джалиль находился в зените своей творческой и общественной славы. И тут грянула Великая Отечественная война. Первому писателю Татарии не нужно было предпринимать никаких усилий к тому, чтобы остаться в тылу на партийной или государственной работе. Ему это настойчиво и предлагало руководство Татарской автономной республики.

Поэт неудержимо рвался в бой и добился своего. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага».

В июне 1942 года во время Любанской операции советских войск Муса Джалиль был тяжело ранен в грудь и в бессознательном состоянии попал в плен.

…О том, как немцы создали легион «Идель-Урал», куда определяли пленных уроженцев Поволжья и Урала, надо писать отдельно и обстоятельно. Тема эта более чем сложная и болезненная. Но мы остановимся только на том обстоятельстве, что параллельно с образованием легиона (он дислоцировался в польском селении Едлинск) возникло в нём и татарское подполье во главе с офицером Гайнан Курмашевым. Эта боевая организация ставила своей целью идеологически разложить и взорвать легион изнутри, подготовить легионеров к побегам, к восстанию, к переходу на сторону своих. В распоряжении татарских подпольщиков находилась типография газеты «Идель-Урал», которую нацисты и эмигрантские круги начали издавать для легионеров с осени 1942 года. У Курмашева было десять ближайших помощников: Муса Джалиль, Абдулла Алиш, Фуат Сайфульмулюков, Фуат Булатов, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Атнашев, Салим Бухаров. Все они выполняли секретные поручения штаба. Конкретно Муса Джалиль разъезжал по военным лагерям для ведения культурно-просветительской работы. Он устанавливал конспиративные связи с другими подпольщиками. Под видом отбора самодеятельных артистов для созданной в легионе хоровой капеллы вербовал новых членов подпольной организации. Поэт так же был связан с подпольной организацией под названием «Берлинский комитет ВКП(б)», возглавляемой полковником Николаем Степановичем Бушмановым.

Благодаря деятельности татарского подполья, батальоны легиона в составе вермахта не выполнили тех задач, которые немецкое командование ставило перед ними.

И в том немалая заслуга была Мусы Джалиля. Так, 825-й батальон был отправлен 14 февраля 1943 года для борьбы с партизанами. Уже 21 февраля представители легиона вышли на белорусских партизан. Хотя заговор и был раскрыт немцами, 22 февраля на сторону партизан с оружием в руках перешла большая часть батальона. 826-й батальон был сформирован 15 января 1943 года, но после восстания 825-го батальона переведён в Голландию для охранной службы. В военных действиях не участвовал. 827-й батальон находился на Западной Украине, где действовал против партизан Ковпака. Особого рвения в боях легионеры не показали. Большинство их перебежало к партизанам. В 1943 году готовилось восстание, которое немцам удалось раскрыть. Руководитель восстания старший лейтенант Мифтахов был казнён. 827-й батальон также был передислоцирован на Запад. В большинстве своём легионеры перешли на сторону Французского Сопротивления. 828-й батальон отправили на Западную Украину вместо расформированного 827-го. Однако и это подразделение разочаровало немцев. Легионеры в массовом порядке перебегали к партизанам. В дальнейшем батальон был переведён с Украины и затерялся.

…Немецкая контрразведка обнаружила следы деятельности татарского подполья по обыкновенному дефекту одной литеры пишущей машинки. Большинство подпольщиков в Берлине были арестованы в ночь с 11 на 12 августа 1943 года, когда те слушали радиосообщение с Большой земли. В редакции газеты «Идель-Урал» схватили Симаева, Алиша, Булатова, Шабаева. Всего в застенках оказались сорок человек из подполья. Персонально на Джалиля донёс провокатор. Как наиболее опасного Мусу передали гестаповцам. Те заключили его в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит. Ни жестокие пытки, ни посулы свободы, жизни и благополучия не сломили его воли и преданности Родине. Тогда Мусу гильотировали.

В тюремных застенках пламенный поэт-антифашист создал 115 поэтических произведений!

Вот лишь одно из них:


Скажут: «Устал он, отстал он, упал», -
Не скажут друзья, если верят в меня.

Кровью со знамени клятва зовёт:
Силу даёт мне, движет вперёд.
Так вправе ли я устать и отстать,
Так вправе ли я упасть и не встать?

Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: «Изменник он! Родину предал», -
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня.

Я взял автомат и пошёл воевать,
В бой за тебя и за родину-мать.
Тебе изменить? И отчизне своей?
Да что же останется в жизни моей?

Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: «Погиб он. Муса уже мёртвый?», -
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят тебя.

Холодное тело засыплет земля, -
Песнь огневую засыпать нельзя!
Умри, побеждая, и кто тебя мёртвым
Посмеет назвать, если был ты борцом!

Эти строки, может, для кого-то небезупречные, написаны человеком, который точно знал, что его ждёт гильотина. В мире нет аналога подобного поэтического творчества. Разве что Юлиус Фучик написал ещё «Репортаж с петлёй на шее».

Долгим и нелёгким был путь к признанию Мусы Джалиля на Родине. В 1946 году МГБ СССР завел на него розыскное дело. Он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу. Через год имя Мусы Джалиля было включено в список особо опасных преступников. И тогда же бывший военнопленный Нигмат Терегулов принес в Союз писателей Татарии блокнот с шестью десятками стихов Джалиля. Спустя какое-то время из советского консульства в Брюсселе пришла вторая тетрадь - из Моабитской тюрьмы её вынес бельгийский участник Сопротивления Андре Тиммерманс. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей-татар скоро казнят, а блокнот с тюремными стихами попросил передать на родину. «Моабитская тетрадь» попала в руки поэту Константину Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял клеветнические наветы с поэта и доказал патриотическую деятельность его подпольной группы.

Статья К. Симонова о Мусе Джалиле была напечатана в одной из центральных газет в 1953 году, после чего началось триумфальное шествие подвига поэта и его товарищей в народное сознание.

В 1956 году он посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии.

Вот тогда я впервые и услышал имя этого татарского поэта. О нём нам, школьникам, рассказала Вера Фёдоровна Тофанчук, которую я полагаю великой учительницей, хотя никаких профессиональных регалий за ней не числилось. Так вот, благодаря ей я узнал о Герое и поэте Мусе Джалиле. Повзрослев, прочитал всё им написанное. Самое любимое моё стихотворение из «Моабитской тетради» «Неотвязные мысли»:

Шальною смертью, видно, я умру:
Меня прикончат стужа, голод, вши.
Как нищая старуха, я умру,
Замерзнув на нетопленной печи.

Мечтал я по-солдатски умереть
В разгуле ураганного огня.
Но нет! Как лампа, синим огоньком
Мерцаю, тлею… Миг - и нет меня.

Осуществления моих надежд,
Победы нашей не дождался я.
Напрасно я писал: «Умру, смеясь».
Нет! Умирать не хочется, друзья!

Уж так ли много дел я совершил?
Уж так ли много я на свете жил?
Ох, если б дальше жизнь моя пошла,
Прошла б она полезней, чем была.

Я прежде и не думал, не гадал,
Что сердце может рваться на куски,
Такого гнева я в себе не знал,
Не знал такой любви, такой тоски.

Я лишь теперь почувствовал вполне,
Что может сердце так пылать во мне,-
Не мог его я родине отдать,
Ах, как обидно это сознавать!

Не страшно знать, что смерть к тебе идет,
Коль умираешь ты за свой народ.
Но смерть от голода… Нет, нет, друзья,
Позорной смерти не желаю я.

Я жить хочу, чтоб родине отдать
Последний сердца движущий толчок,
Чтоб я и умирая мог сказать,
Что умираю за отчизну-мать.

В середине девяностых жизнь неожиданно вывела меня на сына Мусы Джалиля от его первого брака - Альберта. У него были непростые отношения с «зелёным змием». Через ту слабость так называемые «чёрные риэлторы» отняли у Альберта Мусаевича квартиру и он какое-то время жил у сестры Люции. Об этом случайно узнал мой большой друг Ромен Звягельский, как раз в те годы создавший журнал «Российский адвокат». Мы попросили Булата Окуджаву подключиться к нам. Так втроём и обивали пороги различных инстанций, пока не добились справедливости.

Тогда же я узнал, что в России живут представители нескольких поколений родственников Мусы Джалиля.

Его вторая жена Амина-ханум, ей посвящены такие строки:

Полно, умница моя, перестань.
Пустяками чистых чувств не мути.
Разве точат на попутчика нож?
А ведь нам с тобой идти да идти!

Растили они и любимую дочь Чулпан.

Родилась беспомощным комочком,
Но растет и крепнет с каждым днем.
Голосок ее звенит звоночком,
В сердце откликается моем.

А бывает, иногда спросонок
Вдруг застонет бедный мой ребенок,--
Я дрожу, как будто надо мной
Разразился ливень ледяной.

Сорока болезнями готов я
Сам переболеть, перестрадать,
Только бы сберечь ее здоровье.
За нее мне жизнь не жаль отдать.

Улыбнется - все вокруг лучится,
А когда она каким-нибудь
Новым достиженьем отличится,
Радость так и распирает грудь.

Нынче вот сама дошла до двери
В первый раз… И я так горд теперь,
Будто бы она по меньшей мере
Мне открыла полюс, а не дверь.

Дочь Чулпан – внучка Джалиля - Татьяна Малышева – довольно известная пианистка, активно гастролирующая в России и за рубежом. У нее растет сын Миша. Когда Мусе Джалилю была присуждена Ленинская премия, возник вопрос, как её поделить. Деньги разделили между всеми его детьми.

…Сегодня именем Мусы назван посёлок Джалиль в Республике Татарстан. Поэту установлены памятники в Альметьевске, Казани, Мензелинске, Москве, Нижневартовске, Набережных Челнах и Оренбурге. Татарский академический государственный театр оперы и балета в Казани носит его имя. Джалилю установлена мемориальная доска на здании школ № 15 в Тобольске и № 1186 с этнокультурным татарским уклоном образования в Москве. Там же стоит и памятник поэту. Мемориальная доска в память о Джалиле - на воротах при въезде в Динабургскую крепость (Даугавпилс, Латвия). Проспекты и улицы Мусы Джалиля есть в двух десятках городов бывшего СССР. Его именем названы кинотеатр в Нижнекамске, библиотека в Ижевск и… малая планета. Есть два кинофильма, посвящённые жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Моабитская тетрадь», режиссёр Леонид Квинихидзе, Ленфильм, 1968 и «Красная ромашка», ДЕФА (ГДР).

Михаил Захарчук

Вначале небольшое предисловие с отступлением. История этого поста не совсем обычная, и хотелось бы донести эту мысль о том, что воспринимать его надо через огромный калейдоскоп времен и событий. Бывает так, что какая-то информация доходит до нас урывками, через годы и случайности, лишь под конец складываясь в единую мозаику, посвященную человеческому духу, человеческому преодолению себя. Толчком к окончанию многолетней истории, предшествовавшей этому посту, послужил мой ответ на вопрос в другом журнале. К сожалению, несмотря на то, что я ждала продолжения разговора, подготовив к нему много заготовок, ответа не получила. И чтобы не терять материала и затраченного на него времени - пишу этот пост.

Отчасти тема связана с городом моих предков - Даугавпилсом, связана с поэтом, который сидел там в одном концлагере с моим дедом... Муса Джалиль писал пронзительные стихи, с поразительным мужеством принимая свою судьбу. О нем написано немало статей и книг, и здесь расскажу лишь о последних годах его жизни и его страшной смерти в Берлине. Причем открою не самую известную сторону нацистской системы исполнения наказаний. Впечатлительным людям лучше дальше не читать.


Начну с того, какими путями эта информация шла ко мне. Первое воспоминание родом из 80-х - мне 14 лет, я после долгого перерыва приехала в город Даугавпилс, где родились почти все мои родственники. Мой ныне уже покойный дядя был тогда горд возможности показать племяннице главную достопримечательность города - Динабургскую крепость. От дома на улице Циетокшня (Крепостной) было всего пять минут ходьбы до главного входа в крепость.

У меня нет фотографий крепости того времени, представленные здесь сделаны уже в апреле 2007 года.

Замечаете ли небольшую мемориальную доску на сооружении справа, не доходя двухсот метров до центрального входа в крепость?

Мы подошли тогда к той мемориальной доске.

Я и потом приходила к этому месту...

Здесь и был концентрационный лагерь...

С 1941 по 1944 год в крепости находились части немецкой армии. В цитадели был организован лагерь для советских военнопленных «Stalag-340».
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

В годы Второй мировой войны территория Даугавпилсской крепости была превращена гитлеровцами в огромный концлагерь Шталаг-340, в котором два месяца провел татарский поэт Муса Джалиль, посмертно удостоенный звания Герой Советского Союза.
http://www.castle.lv/latvija/daugavpils.html

Об этом и гласит текст доски:

Я тогда по молодости лет еще ничего не знала о том, кто такой Муса Джалиль. Но имя запомнилось...

Мы же начнем с того периода, когда начался последний путь поэта к его бессмертию...

Муса Джалиль в немецком плену. Репродукция картины Хариса Якупова.
Картина отсюда: http://tatar-gazeta.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=223:2011-02-14-13-12-24&catid=48:2011-01-20-16-24-08

Джалиль прошел через несколько лагерей военнопленных и Динабург был одним из них.

В казематах крепости в сентябре-октябре 1942 года томился Герой Советского Союза татарский поэт Муса Джалиль, когда он, тяжело раненый, попал в плен к фашистам. В 1975 году на стене барьерных ворот Даугавпилсской крепости была открыта мемориальная доска, посвящённая Мусе Джалилю, с цитатой из его стихотворения.
http://www.obzor.lt/news/n1658.html

Немецкая аэрофотосъемка крепости:

Первоначально в пороховых складах крепости, а затем в овощных складах и конюшнях за валами ее северной стороны был создан лагерь для советских военнопленных «Шталаг-340». На воротах лагеря висел плакат с изображением палки и надписью «Вот твой господин!». Под ним на черной доске ежедневно записывалась дата и регистрировалось количество пленных, находившихся в лагере.
Содержание военнопленных было ужасным: помещения не отапливались, прогнившие крыши не спасали от дождя. Узников морили голодом, подвергали пыткам и издевательствам, отправляли на непосильные работы, осуществляли массовые расстрелы. В лагере свирепствовали эпидемии. Зимой 1942-1943 г. во время эпидемии сыпного тифа смертность в лагере достигала до 900 человек в день.
Номерной знак узника концлагеря «Шталаг-340» А.Павлова.

Охрана «Шталага-340» была весьма продуманной, и поэтому побег из лагеря был практически невозможен. Побеги совершались лишь во время работы за пределами лагеря, были среди них и удавшиеся. Многие узники, оставшиеся в живых, обязаны жизнью такому же, как они, узнику врачу-хирургу А.Гибрадзе. Работая в лагерном лазарете, он облегчал страдания раненых, а также задерживал сведения об умерших, позволяя тем самым 3-4 дня получать лишний паек и поддерживать наиболее ослабевших пленных. Также в его «операционной» проходили тайные совещания по организации побегов.
С сентября по октябрь 1942 г. узником концлагеря «Шталаг-340» был известный татарский поэт Муса Джалиль.
http://dinaburgascietoksnis.lcb.lv/satalagru.htm

Немного забегая по хронологии вперед, хочу закрыть тему о Динабургской крепости и процитировать себя же из сообщества ru_monument во время обсуждения памятника Джалилю на его родине:

Кстати, в свое время, собирая информацию о Мусе Джалиле, обратила внимание, что почти все Интернет-источники упоминают о его заключении в Моабите, но практически никто о том, что он был и в концентрационном лагере на территории Латвии - в крепости города Даугавпилс, ранее именуемой Динабургской крепостью. А ведь колючая проволока казанского памятника может ассоциироваться именно с ограждениями концлагерей, чем тюрем. Символикой тюрьмы на памятнике, скорее всего, может быть решетка. Но это лишь мое мнение.
http://ru-monument.livejournal.com/110710.html

С тех пор в Интернете появилось много информации об этой стороне биографии поэта, но раньше было не так...
Кадр из фильма "Моабитская тетрадь":

Прошло два года с момента посещения мною крепости, наступил период в середине 80-х, когда я интересовалась Второй мировой войной, и много читала на эту тему, от мемуаров Шарля де Голля до биографии Рихарда Зорге. Среди прочих книг попался сборник художественных и публицистических произведений о войне, в котором были вот эти строки:

Порой душа бывает так тверда,
Что поразить ее ничто не может.
Пусть ветер смерти холоднее льда,
Он лепестков души не потревожит.

Улыбкой гордою опять сияет взгляд.
И, суету мирскую забывая,
Я вновь хочу, не ведая преград,
Писать, писать, писать, не уставая.

Пускай мои минуты сочтены,
Пусть ждет меня палач и вырыта могила,
Я ко всему готов. Но мне еще нужны
Бумага белая и черные чернила!
«Случается порой», ноябрь 1943 г.

Это была моя вторая виртуальная встреча с Джалилем. Эти стихи настолько врезались в память, что я их помню наизусть до сих пор...

И оттуда я узнала о существовании "Моабитской тетради". Захотелось прочитать остальные его произведения. И это при том, что я не слишком жалую по жизни жанр поэзии (впрочем, здесь не место для этого разговора). Скорее, мне хотелось почувствовать то, что стоит за этими строками, понять то лучшее, что сокрыто в человеческой душе.

И через какое-то время, увидев в магазине, я купила эту книгу - там и "Моабитская тетрадь" и другие произведения поэта:

«Моабитская тетрадь» (тат. Moabit dəftəre, Моабит дәфтәре) - цикл стихотворений татарского поэта Мусы Джалиля, написанный им в Моабитской тюрьме.
Сохранились два блокнота, в которых содержалось 93 стихотворения. Стихотворения были написаны на татарском языке в первом блокноте арабской, во втором - латинской графикой.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%8C

«Моабитские тетради» Джалиля вошли в список тех книг, которые создавались в нечеловеческих условиях и остались для нас удивительными документами мощи человеческого духа.
http://www.tatshop.ru/component/option,com_virtuemart/page,shop.product_details/product_id,954/category_id,220/Itemid,26/

Стихи Мусы Джалиля
Нажав на иконку справа, Вы можете скачать звуковой файл в формате.mp3
http://www.tatar.museum.ru/Jalil/lyrics.htm

О Мусе Джалиле был снят фильм.
Информация о фильме "Моабитская тетрадь" (1968) http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3938/annot/

Здание Уголовного суда в Берлин-Моабит:

И сама тюрьма Моабит в то время:

"Моабит" – бывшая берлинская тюрьма, построена в 1888 году. Представляет собой комплекс из пяти четырехэтажных корпусов, соединенных в форме веера. Сильно пострадала от бомбардировок 1945 года, в 1962 году была отремонтирована. Моабитская тюрьма – одна из известнейших в мире, находится в центре Берлина. С 2001 года входит в состав округа Митте. В прошлом отличалась пытками и невыносимыми условиями содержания заключенных. В настоящее время, немецкий “Моабит” - учреждение предварительного заключения для лиц мужского пола, достигших 21 года и старше, в которое водворяют по решению суда.
http://prisonlife.ru/mesta-lishenya-svobodi/229-tyurmy-stolichnye.html

Моабит не сравнить с другой тюрьмой Третьего Рейха - Плётцензее. Но сначала небольшое отступление (привожу с сокращениями):

Институт Смертной Казни в Третьем Рейхе

Казнь осуществлялась путём отсечения головы. В северных регионах практиковали старый добрый топор, на юге больше любили Гильотину. Приговор приводили в исполнение в ближайшей к месту суда тюрьме. В некоем закрытом или просто огороженном пространстве, это мог быть и двор тюрьмы.
Адольф Гитлер, по предложению Министра Юстиции Франца Гюртнера урегулировал этот момент 14.10.1936 - Смертный приговор в Рейхе в будущем приводить в исполнение при помощи Гильотины. Если смертный приговор через обезглавливание, то применять гильотину. Повешение было разрешено по закону от 29.03.1933, но до 1942 года как будто бы не применялось.
случилась проблема - далеко не в каждом месте имелась своя гильотина. Прибор для обезглавливания приходилось разбирать и перевозить с места на место, что было непросто при его весе до 500 кг и размерах. Это занимало много времени и сил.
Проблему решили путём централизации мест казни и установки там стационарных и более стандартизированных и современных гильотин небольшого размера.
До этого центализованные места для казней были только в Тюрингии и Гессене. После вступления в должность Гитлера из 240 мест исполнения наказаний был выбрано в 1936 году 11 мест, постепенно оборудованных к 1938 году новыми гильотинами и помещениями для проведения казней. Таким образом, казнь теперь совершалась не в ближайшем к суду учреждении по исполнению наказаний. А в одном из 11 центров.
К концу войны количество Центральных мест для проведения казней выросло до 22.
Возрастающее число приговоров и централизация мест исполнения казни привели к концу 1944 к созданию 10 команд палачей - Scharfrichterkommando, которые занимались, по поручению Имперского управления Юстиции приведением в действие смертных приговоров в Рейхе путём обезглавливания. Расстрел был предусмотрен только для приведения в исполнение приговоров военных судов, но в крайнем случае мог использоваться и для гражданских лиц, в случае если гильотина вышла из строя или палач был недоступен.

Наиболее известной и одиозной тюрьмой, где приводились в исполнение приговоры к смертной казни, была Плётцензее.
С 1890 до 1932 гг. казнено в общей сложности 36 чел., осужденных за убийство.
Их казнил палач при помощи топора на открытом воздухе во тюремном внутреннем дворе.
С 1933 до 1945 гг. казнено 2 891 чел.
До 1933 г. казнили лишь убийц, а также лиц, совершивших тяжкие преступления, например хранение взрывчатых веществ.
14 октября 1936 г. Гитлер одобрил предложение Министра юстиции Гюртнера о том, чтобы в будущем для исполнения приговора к смертной казни использовалась гильотина.
В 1937 г. из тюрьмы Бруксаль (Баден) в Плётцензее была доставлена гильотина и установлена в специальном помещении.
С помощью гильотины в 1937 г. были казнены 37 чел., в 1938 г. – 56 чел. и в 1939 г. - 95 чел.
Штатный палач получал жалование 3 000 рейхсмарок в год. За каждого казненного ему полагалась премия в 60 рейхсмарок (позднее – 65 рейхсмарок).
Из 2 891 чел, казненных в в Плётцензее за годы нацизма, примерно 1 500 чел. были осуждены «Народным судом» и примерно 1 000 чел. - специальными судами.
Еще около 400 жертв были приговорены к смерти военными и другими судами.
Из общего числа казненных: 677 граждан Чехословакии, 253 граждан Польши, и 245 французских граждан.
http://reibert.info/forum/showthread.php?t=143322

Именно в Плетцензее был переведен Муса Джалиль...

Еще вид тюрьмы Плетцензее, где должна была состояться казнь:

В Германии гильотина использовалась с XVII-XVIII веков и была стандартным видом смертной казни вплоть до её отмены в 1949 году. В отличие от французских образцов, немецкая гильотина была гораздо ниже и имела лебёдку для подъёма тяжелого ножа.
В нацистской Германии гильотинирование применялось к уголовным преступникам. По оценкам, около 40 тыс. человек было обезглавлено в Германии и Австрии между 1933 и 1945 годами. Это число включает в себя борцов Сопротивления в самой Германии и оккупированных ею странах. Поскольку борцы Сопротивления не принадлежали к регулярной армии, они считались обычными преступниками и, во многих случаях, отвозились в Германию и были гильотинированы. Обезглавливание считалось «неблагородным» видом смерти, в противоположность расстрелу.
Известные гильотинированные личности:
Люббе, Маринус ван дер - гильотинирован за поджог рейхстага в январе 1934 года.
Фучик, Юлиус - гильотинирован в берлинской тюрьме Плётцензее 8 сентября 1943 года.
Оболенская, Вера Аполлоновна - гильотинирована в тюрьме Плётцензее 4 августа 1944 года.
Джалиль, Муса Мустафович и его соратники гильотинированы за участие в подпольной организации 25 августа 1944 в военной тюрьме Плётцензее в Берлине.
Клячкoвский, Стaнислaв гильoтинирoвaн пo oбвинению в пoкушении нa фюрерa Адольфа Гитлера, в тюрьме Плётцензее 10 мaя 1940 года.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Та самая гильотина в тюрьме Плетцензее, какой ее увидели освободившие Берлин советские войска. Эта небольшая чаша, куда должны падать отрубленные головы... Трудно понять, как такой вид казни мог дожить до ХХ века.

Джалиль знал о том, что его ждет - об этом недвусмысленно говорят строки, написанные им еще в Моабите:

Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
Колена преклонив, у родины моей.
Ноябрь 1943

Пришли последние минуты жизни -
Со славой завершить бы мне борьбу.
Я отдаю народу и отчизне
Порывы, вдохновение, судьбу.

Я пел в бою. Не думал никогда я,
Что пленником умру в чужом краю.
На плахе песнь последнюю слагаю.
Вот заблестел топор, но я пою.

Меня на битву песня призывала,
Она учила смело умирать.
Призывной песней жизнь моя звучала,
И будет, будет смерть моя звучать.
1943

Помещение для казней в тюрьме Плётцензее
В тюрьме Плётцензее нацисты казнили сотни немецких граждан, выступавших против Гитлера, в том числе многих участников Июльского заговора, закончившегося неудачным покушением на Гитлера 20 июля 1944 года. Берлин, Германия, после войны.

Гильотина в тюрьме Плётцензее
Военный фотограф Борис Соколов: «В тюрьму Плетцензее мы поехали после того, как узнали, что там якобы казнили Тельмана. Вошли туда свободно, потому что Берлин уже сдался, и попали в комнату пыток и казней. Там стояла эта гильотина, а рядом корзина для голов. На стенах, как сейчас помню, какие-то крючья. Я потом узнал, что на них за подбородок вешали участников покушения на Гитлера».

Музей тюрьмы Плётцензее в Берлине - мемориал жертвам нацизма в Германии
В 1952 г. по распоряжению Сената Берлина на том месте, где во времена Третьего рейха было казнено более 1800 человек, был создан мемориал. Перед зданием, где проводились казни, возведена мемориальная стела с надписью «Жертвам гитлеровской диктатуры 1933-1945 гг.».

В соседнем помещении находится Музей движения Сопротивления, посвящённый всем казнённым. В октябре 2002 г. в экспозицию музея вошёл стенд, посвящённый двум татарским писателям - Мусе Джалилю и Абдулле Алишу. Они и 9 татарских подпольщиков были казнены 25 августа 1944 (дело «Курмашев и десять других»).
В тюрьме Плётцензее были казнены Юлиус Лебер, Эрвин фон Витцлебен, Юлиус Фучик, Вера Оболенская, Вернер фон дер Шуленбург, Морис Баво, Муса Джалиль, Иоганн Нобис, Георг Александр Хансен, Ойген Больц, Йозеф Вирмер, Эрих Гёпнер, Карл Фридрих Гёрделер, Альфред Дельп, Пауль Лежен-Юнг, Вильгельм Лёйшнер, Рудольф фон Маронья-Редвиц, Хельмут Джеймс фон Мольтке, Йоханнес Попиц, Эрих Фельгибель, Ульрих фон Хассель, Ильза Штёбе, Карл фон Штюльпнагель, Курт Шульце, Харро Шульце-Бойзен, Арвид Харнак.
http://leningradblokada.ru/vermacht/erich-g-pner.html

Еще несколько ссылок о жертвах Плетцензее...

За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%F1%E0_%C4%E6%E0%EB%E8%EB%FC

Несмотря на применявшиеся к ней на допросах меры физического воздействия, Штёбе никого не выдала и была казнена на гильотине в берлинской каторжной тюрьме Плётцензее.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%F2%B8%E1%E5%2C_%C8%EB%FC%E7%E0

20 июля 1944 Гёпнер был арестован как участник заговора против Гитлера, 8 августа 1944 приговорен к смертной казни и повешен в тюрьме Плетцензее в Берлине. Генерал-полковник Ерих Гепнер (Hoepner, Erich) во время процесса 20 июля 1944 года.
http://leningradblokada.ru/vermacht/erich-g-pner.html

Известно, что к Джалилю и его товарищам приходил мулла, впоследствии оставивший свои воспоминания.

Многие, прочитав эти воспоминания, могут подумать, что Мусу и его товарищей расстреляли, а не отрубили головы. Как тут не поверить, ведь сам мулла, поклялся Кораном! Однако не будем торопиться с выводами, давайте-ка поразмышляем вместе.
Сам мулла Усман во время исполнения казни не присутствовал. Он лишь предполагает. «Потому что, - говорит он, - они ведь военные, военных не вешают, военных расстреливают, это во всех странах так…». И глубоко ошибается. В фашистской Германии, особенно с июля 1944 года, после покушения на Гитлера, военных наказывали по-разному: и расстреливали, и вешали, а иногда отрубали головы. (Именно так поступили с теми, кто покушался на фюрера.)
Тюремный пастор, о котором упоминал мулла, пастор Юрытко, остался жив. Я за много лет до этого переписывался с ним. Хотя он сам не присутствовал при казни, он хорошо помнит Мусу и его товарищей. По его словам, их повесили.
Такие различные версии естественны, потому что гитлеровцы никого близко не подпускали во время казни. Эта мерзость осуществлялась закрыто. Место казни – одноэтажное угрюмое здание (оно сохранилось до сего дня) – расположено чуть поодаль от тюремного двора Плетцензее. Там заключенных и расстреливали, и вешали, и отрубали им головы.
А раз так, единственным источником, которому можно доверять, остается только документ, акт, составленный самими палачами. Оригиналы этих документов по сей день хранятся в архиве тюрьмы Плетцензее. Никто не выражал сомнения по поводу их подлинности. Согласно этим документам, джалилевцев казнили, отрубив им головы на гильотине 25 августа 1944 года между 12.06 и 12.36.

Муса Джалиль так и не узнал, что его будут считать врагом своей родины, и справедливость восторжествует лишь в 1953 году... Хотя уже в 1945-м были свидетельства о его подвиге:

На пути к рейхстагу стоял Моабит. Это и центр Берлина, это и тюрьма. Едва солдаты нашей 150-й стрелковой дивизии пробились к этому району, как многоэтажная громада Моабита ощетинилась пулеметами, автоматами, минометами.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5072/

В мае 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось во двор фашистской тюрьмы Моабит. Там уже никого не было - ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг и мусора. Один из бойцов обратил внимание на листок бумаги со знакомыми русскими буквами. Он поднял его, разгладил (это оказалась страничка, вырванная из какой-то немецкой книги) и прочитал следующие строки:
«Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам - писателям в Москве».
Дальше шло перечисление фамилий писателей, которым поэт посылал свой последний привет, и адрес семьи.
Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского поэта-патриота.
Вскоре после окончания войны кружным путем, через Францию и Бельгию, вернулись и песни поэта - два маленьких самодельных блокнота, содержащие около ста стихотворений. Эти стихи получили сегодня мировую известность.
2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему политруку Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он - первый среди поэтов - удостоен Ленинской премии.
http://soyuz-pisatelei.ru/forum/6-1101-1

Тюрьма Плетцензее в наши дни:

В 1952 г. Сенат Берлина на том месте, где при национал-социализме было казнено по политическим мотивам более 1,8 тыс. человек, создал памятное место. Помещение, в котором раньше проводились казни, находится за стеной почета. Надпись на ней гласит: "Жертвам гитлеровской диктатуры 1933 - 1945 гг.".
Писатель Р. Мустафин так описывает этот зал: "Голые стены, серый цементный пол… Часть стены отделана белым кафелем, чтобы легче смывать кровь. Сюда же подведены краны, к которым присоединялся резиновый шланг. Рядом в стену вмуровано несколько крепких железных крюков. Гильотина убрана".
В соседнем помещении теперь находится музей Движения Сопротивления, посвященный всем казненным в тюрьме Плетцензее. В октябре 2002 года здесь открылся стенд, посвященный двум писателям - М. Джалилю и А. Алишу. The Plötzensee Memorial Center commemorating the victims of National Socialism is a site of quiet remembrance. http://www.ww2museums.com/article/3005/Pl%F6tzensee-Memorial-Center.htm

И на фоне всего этого мне стыдно, что у моей страны такая репутация, что о ней могут задавать такие вопросы:

И еще один тревожный вопрос: В Латвии в советский период истории на одном из бастионов Даугавпилсской крепости, где в сентябре-октябре 1942 года томился М. Джалиль была открыта мемориальная доска на трех языках: татарском, русском и латышском. Из газетных публикаций, телевизионных репортажей мы знаем об отношении латвийского государства к участникам Великой Отечественной войны. Возможно памятная мемориальная плита уже не существует? Вы не располагаете информацией об этом факте?
Сообщений об уничтожении мемориальной доски не поступало. В Германии могилы советских воинов содержатся в приличном состоянии, надеюсь, что так будет и в Латвии.
http://www.mi.ru/~rdbrt97/v1_st5.html

С доской все в порядке, теперь к ней приезжают делегации из Татарстана, Литвы и других мест, возлагают венки...
Ужас нацизма никогда не должен повториться - как мне кажется, это в наши дни понимают все...

Как трудно, трудно расставаться, зная,
Что никогда не встретишь друга вновь.
А у тебя всего-то и богатства -
Одна лишь эта дружба да любовь!
Стихотворение «Расставание», датированное октябрем 1942 года.

Признание на государственном уровне настигло Мусу Джалиля уже после смерти. Обвиненному в предательстве поэту воздали по заслугам благодаря неравнодушным поклонникам его лирики. Со временем пришел черед и премиям, и званию Героя Советского Союза. Но настоящим памятником несломленному патриоту, помимо возвращения честного имени, стал неугасаемый интерес к творческому наследию. По прошествии лет сохраняют актуальность слова о Родине, о друзьях, о любви.

Детство и юность

Гордость татарского народа Муса Джалиль родился в феврале 1906 года. У Рахимы и Мустафы Залиловых воспитывались 6 детей. Семья жила в оренбургской деревне, в поисках лучшей доли перебралась в губернский центр. Там мать, будучи сама дочерью муллы, отвела Мусу в мусульманскую духовную школу-медресе «Хусаиния». При советской власти из религиозного заведения вырос Татарский институт народного образования.

Любовь к поэзии, желание красиво излагать мысли передались Джалилю с народными песнями, исполняемыми матерью, и сказками, которые читала на ночь бабушка. В школе, помимо теологических предметов, мальчику удавались светская литература, пение и рисование. Однако религия не заинтересовала парня – Муса позднее получил свидетельство техника на рабфаке при педагогическом институте.

Подростком Муса пополнил ряды комсомольцев, увлеченно агитировал детей вступать в ряды пионерской организации. Одним из средств убеждения стали первые патриотические стихотворения. В родной деревне Мустафино поэт создал комсомольскую ячейку, члены которой воевали с врагами революции. Активиста Залилова избрали в Бюро Татаро-Башкирской секции ЦК ВЛКСМ делегатом всесоюзного комсомольского съезда.


В 1927 году Муса поступил в Московский государственный университет, на литературное отделение этнологического факультета (будущий филфак). По воспоминаниям соседа по общежитию Варлама Шаламова, Джалиль в университете получил преференции и любовь окружающих благодаря своей национальности. Мало того, что Муса – героический комсомолец, так он еще и татарин, обучающийся в русском вузе, пишет хорошие стихи, превосходно читает их на родном языке.

В Москве Джалиль работал в редакциях татарских газет и журналов, а в 1935 году принял приглашение вновь открывшегося Казанского оперного театра возглавить его литературную часть. В Казани поэт с головой окунулся в работу, подбирал актеров, писал статьи, либретто, рецензии. Кроме этого, переводил на татарский произведения русских классиков. Муса становится депутатом городского Совета и председателем Союза писателей Татарии.

Литература

Первые стихи юного поэта начали публиковать в местной газете. До начала Великой Отечественной войны вышло 10 сборников. Первый «Мы идем» - в 1925 году в Казани, через 4 года – еще один, «Товарищи». Муса не только вел, как сейчас сказали бы, партийную работу, но и успевал писать пьесы для детей, песни, поэмы, публицистические статьи.


Поэт Муса Джалиль

Поначалу в сочинениях агитационная направленность и максимализм переплетались с экспрессивностью и пафосом, метафоричностью и условностями, свойственными восточной литературе. Позднее Джалиль предпочитал реалистичные описания с ноткой фольклора.

Широкую известность Джалиль получил во время учебы в Москве. Творчество Мусы очень нравилось его однокурсникам, стихотворения читали на студенческих вечерах. Молодое дарование с восторгом приняли в столичную ассоциацию пролетарских писателей. Джалиль познакомился с Александром Жаровым и , застал выступления .


В 1934 году увидел свет сборник на комсомольскую тематику «Орденоносные миллионы», а вслед за ним – «Стихи и поэмы». Произведения 30-х годов продемонстрировали глубоко мыслящего поэта, не чуждого философии и умеющего пользоваться всей палитрой выразительных средств языка.

Для оперы «Золотоволосая», повествующей о героизме племени булгар, не покорившемся иноземным захватчикам, поэтом переработаны в либретто героический эпос «Джик Мерген», сказки и предания татарского народа. Премьера состоялась за две недели до начала войны, а в 2011 году Татарский театр оперы и балета, к слову, носящий имя автора, вернул постановку на свою сцену.


Как позже рассказывал композитор Назиб Жиганов, он попросил Джалиля сократить поэму, как того требовали законы драматургии. Муса категорически отказался, заявив, что не хочет убирать строки, написанные «кровью сердца». Заведующий литературной частью запомнился другу как человек неравнодушный, интересующийся и переживающий за татарскую музыкальную культуру.

Близкие друзья рассказывали, каким красочным литературным языком поэт описывал всевозможные веселые истории, случившиеся с ним, а потом зачитывал в компании. Джалиль вел записи на татарском языке, но после его смерти тетрадь бесследно исчезла.

Стихотворение Мусы Джалиля «Варварство»

В гитлеровских застенках Муса Джалиль написал сотни стихов, до потомков дошли 115 из них. Вершиной поэтического творчества считается цикл «Моабитская тетрадь».

Это действительно две чудом сохранившиеся тетрадки, переданные советским властям сокамерниками поэта по лагерям «Моабит» и «Плетцензее». По неподтвержденной информации, еще две, неведомым образом попавшие в руки турецкого гражданина, оказались в НКВД и там пропали.


На передовой и в лагерях Муса писал о войне, о зверствах, свидетелем которых стал, о трагизме положения и железной воле. Такими стали стихотворения «Каска», «Четыре цветка», «Азимут». Красноречиво описывают обуревавшие поэта чувства пронзительные строки «Они с детьми погнали матерей…» из «Варварства».

Нашлось в душе Джалиля место и лирике, романтизму и юмору, например, «Любовь и насморк» и «Сестричке Иншар», «Весна» и посвященное жене Амине «Прощай, моя умница».

Личная жизнь

Муса Джалиль женат был не единожды. Первая жена Рауза подарила поэту сына Альберта. Он стал кадровым офицером, служил в Германии, всю жизнь хранил первую книгу отца с его автографом. Альберт воспитал двух сыновей, но об их судьбе ничего не известно.


В гражданском браке с Закиёй Садыковой у Мусы родилась Люция. Дочь закончила дирижерское отделение музыкального училища и Московский институт кинематографии, жила и преподавала в Казани.

Третью жену поэта звали Амина. Хотя в Сети распространена информация, что по документам женщина значилась то ли Анной Петровной, то ли Ниной Константиновной. Дочь Амины и Мусы Чулпан Залилова жила в Москве, работала редактором в литературном издательстве. Её внук Михаил, талантливый скрипач, носит двойную фамилию Митрофанов-Джалиль.

Смерть

В биографии Джалиля не было бы фронтовых и лагерных страниц, если бы поэт не отказался от предоставленной ему брони от службы в армии. Муса пришел в военкомат на второй день после начала войны, получил направление политруком, работал военкором. В 1942 году, выходя из окружения с отрядом бойцов, Джалиль получил ранение и попал в плен.


В концлагере под польским городом Радом Муса вступил в легион «Идель-Урал». Гитлеровцы собирали в отряды высокообразованных представителей неславянских наций с целью вырастить сторонников и распространителей фашистской идеологии.

Джалиль, пользуясь относительной свободой передвижения, развернул в лагере подрывную деятельность. Подпольщики готовили побег, но в их рядах нашелся предатель. Поэта и наиболее активных соратников казнили на гильотине.


Участие в подразделении Вермахта дало повод считать Мусу Джалиля предателем советского народа. Только после смерти благодаря усилиям и татарского ученого и общественного деятеля Гази Кашшафа вскрылась правда о трагических и одновременно героических последних годах жизни поэта.

Библиография

  • 1925 – «Мы идем»
  • 1929 – «Товарищи»
  • 1934 – «Орденоносные миллионы»
  • 1955 – «Героическая песня»
  • 1957 – «Моабитская тетрадь»
  • 1964 – «Муса Джалиль. Избранная лирика»
  • 1979 – «Муса Джалиль. Избранные произведения»
  • 1981 – «Красная ромашка»
  • 1985 – «Соловей и родник»
  • 2014 – «Муса Джалиль. Избранное»

Цитаты

Я знаю: с жизнью и мечта уйдет.

Зато с победою и счастьем

Она зарей взойдет в моей стране,

Сдержать зарю никто не властен!

Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать.

Нам молодость властно диктует: «Ищите!»

И носят нас бури страстей.

Не ноги людей проложили дороги,

А чувства и страсти людей.

Что ж тут удивляться, доктор милый?

Помогает нашему здоровью

Лучшее лекарство дивной силы,

То, что называется любовью.

Муса Джалиль родился в 1906 году в деревне Мустафино Оренбургской области в семье Мустафы сына Габдельджамиля.

Летом 1913 года многодетная семья Мустафы, из-за житейских проблем, продают дом в деревне и переселяется в Оренбург. Здесь они живут в подвале медресе «Хусаиния» рядом с библиотекой «Белек», которую частенько посещает маленький Муса, а позднее он начинает получать образование в медресе «Хусаиния».

С 1919 года Муса Джалиль делает свои первые опыты в поэзии. Первые его стихи отличаются необычной романтичностью.

Вскоре у поэта умирает отец, и Джалиль возвращается в родное село Мустафино. Здесь он формирует общество под наименованием «Красный цветок», являющейся предтечей организации революционно настроенной молодежи. В феврале 1922 года в селе Мустафино была сформирована комсомольское общество, которым начинает руководить Муса Джалиль. Как отмечал он сам:

«… В 1920-21 годах в нашем районе было много кулацких бунтов, выступлений бандитов. Их деревенских комсомольцев против бандитов были сформированы отряды добровольцев-коммунаров. Я, вступив в один из таких отрядов, принимал участие в борьбе с этими бандами» .

После года инициативной жизни в родном селе Муса переезжает в Казань. В конце 1923 года он поступает на татарский рабфак.

В 1925 году выходит его первый сборник под названием «Барабыз» (Идем). Книга была посвящена интернациональным событиям.

В июне 1925 года Джалиль заканчивает рабфак и получает свидетельство об окончании полного курса по филиалу техника. Диплом данного рабфака разрешал писателю поступить почти во все вузы страны, однако Муса решает передохнуть в своей деревне.

Поистине его тревожит положение семьи. Его родной брат Ибрахим призывается в армию и воюет с басмачами в Средней Азии, в дальнейшем забирает туда и свою семью. Старшая сестра Зайнап уезжает учиться в Казань. В родном селе остаются лишь мать и младшая сестра, они испытывают большую нужду в те трудные годы

В эти годы Муса превращается в певца родной природы, он приступает работать корреспондентом и делается комсомольским активистом. В 1926 году Муса Джалиль становится одним из комсомольских инструкторов.

Весной 1927 года его выбирают делегатом Всесоюзного комсомольского совещания. Тогда он окончательно решает поступить в Московский университет и 17 июня подает заявление на литературный факультет. А в дальнейшем Мусу Джалиля призывают для работы в журнале «Кечкенэ иптэшлэр» (Младшие товарищи и он переезжает в Москву.

После переселения в Москву Муса незамедлительно начинает напряженную работу. Ему приходится вести значительную организаторскую и созидательную работу. Он трудится в редакции журнала «Кечкенэ иптэшлэр», а немного позднее представителем ЦК комсомола в отделе Совнацменьшинств.

19 июня 1931 года Мусе Джалиль закончивает редакционно-публицистическое отделение по циклу критики факультета литературы и искусства Московского государственного университета.

В 1932 году журнал «Октябрь балалары», где он работал, закрывается. Под наименованием «Пионер калэме» он переводится в Казань. Муса переходит на работу в редакцию центральной татарской газеты «Коммунист». Он не желает уезжать из Москвы, хотя его настойчиво зовут в Казань.

В этот период правительство Татарской республики приняло решение об открытии в Казани Татарского театра оперы и балета. Писатели и композиторы предлагают возглавить это дело Мусе и он загорается работой в студии. Он подбирает для студийцев оперные партии, трудится над репертуаром театра.

В начале 1939 года Муса Джалиль вместе со студией Татарской оперы приезжает в Казань. Днем и ночью идут репетиции, работа кипит, но начинается Великая Отечественной война, которая станет для поэта еще одним и уже последним испытанием.

Муса Джалиль сразу же попросился на фронт. Но его просили подождать. 13 июля, уже после состоявшейся премьеры оперы «Алтынчэч», Муса получает повестку. Его сначала направляют в основывавшийся в Татарстане артиллерийский полк «конным разведчиком», а просто говоря — ездовым.

Но вскоре командование узнает, что Джалиль — автор либретто оперы «Алтынчэч», популярный татарский поэт, бывший председатель Союза писателей, и еще депутат горсовета. Его хотят демобилизовать, однако он категорически отказывается.
В конце февраля 1942 года с самой первой командой офицеров-резервистов он уезжает на Волховский фронт.

В ночь с 23 на 24 июня 59-я стрелковая бригада получила приказ пробиваться с боями в направлении деревни Тероемец-Курляндский. Ввиду важности задачи, батальон усилили группой политработников и офицеров из штаба армии, среди них был и Джалиль.

В этом бою он был ранен осколком в левое плечо и отброшен взрывной волной. Когда он приходит в себя, видит что его окружили немцы.

В сентябре 1942 года Джалиль попадает в лагерь под Двинском. А в начале ноября его переводят в польскую крепость Демблин.

Здесь пленных держат в тяжелых условиях, загоняют в неотапливаемые крепостные казематы — без нар, без постелей, даже без подстилки из соломы. Многим приходится проводить ночь под открытым небом, под 10-15 градусов мороза. Почти каждое утро похоронная «капут-команда» подбирает от 300 до 500 окоченевших трупов.

К концу 1942 года в лагере Демблин начинаются перемены в наилучшую сторону: к военнопленным начинают относиться лучше.Однако здесь была своя закономерность: пленных начинают сортировать по национальностям. В Демблине принимаются собирать в основном татар, башкир, чувашей, марийцев, мордвинов, удмуртов. Немцы обещают им создать на оккупированной территории автономного государства «Идель-Урал».

Муса Джалиль вступает в данный легион «Идель-Урал» и начинает руководить подпольной организацией устраивая побеги военнопленных.

В феврале он и все его соратники — Алиш, Саттар, Булатов и Шабаев — переходят в открытый лагерь, в Вустрау. Оттуда их переводят в Берлин.

В конце февраля 1943 года первый батальон Волго-татарского легиона, отправленный на Восточный фронт, под влиянием подпольной организации Джалиля, перебив немецких офицеров переходит к белорусским партизанам.

В марте 1943 года Муса приезжает в Берлин и принимается к работе в учреждении «Татарское посредничество» и ему приходится ездить по разным лагерям. Он использовал свои поездки для организации подпольных работ против гитлеревцев. Он был в Деблине и много раз в лагере близ Едлино.

В конце 1943 года он вновь приезжает в Едлино. Привозит новую установку подпольного центра: ибо после бунта в первом батальоне немцы больше не разрешали отправлять на фронт части Татарского легиона. Тогда Джалиль решает поднять восстание в самом легионе и соединиться с Армянским легионом который находится рядом. А затем присоединившись с отрядами польских партизан боями пробиваться навстречу надвигающимся частям Красной Армии. Восстание намечается на 14 августа. Однако 11 августа их всех арестовали. В дальнейшем выяснилось кто их «сдал». В первой тетради Джалиля которая вернулась на родину, был список подпольщиков, а снизу шла жирная черта и написано: «Предатель — Ялалутдинов, из Узбекистана».

После ареста всех подпольщиков бросают в камеру смертников (каменный мешок) в Дрезденской тюрьме.

25 августа 1944 года все патриоты были обезглавлены на гильотине в тюрьме Плётцензее в Берлине.

25 апреля 1953 года по праву считается днем второго рождения Мусы Джалиля. В этот день на страницах «Литературной газеты» в первый раз была издана подборка стихотворений Джалиля из Моабитской тетради. Так, о подвиге «татарского Фучика» заговорил весь мир.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Close