Франциск Лукич Скорина — восточнославянский первопечатник, писатель, философ-гуманист, ученый-медик, общественный деятель и предприниматель. Он известен тем, что перевел книги Библии с церковнославянского языка на белорусский. Первопечатник был рожден около 1490 года в городе Полоцк, который на тот момент находился в составе Великого княжества Литовского. В Беларуси его считают одним из самых значимых деятелей истории государства. В его честь названы учебные заведения, организации, а также почетные награды государства: медаль и орден. Вклад в культуру Беларуси увековечен памятниками, один из них установлен на площади около Национальной Библиотеки в Минске.

Жизнь и биография Франциска Скорины

Францыск Скарына (прим. по-белорусски) был рожден в конце XV века в семье купца по имени Лука и его жены Маргариты. Исследователи не пришли к общему выводу касательно даты его рождения, поэтому об этом можно встретить разную информацию. Кроме того, некоторые ученые утверждают, что Франциск имел второе имя — Георгий. К такому выводу они пришли, изучая сохранившиеся документы великого князя Сигизмунда I на латинском языке. Также спорное мнение вызывают другие интересные факты из жизни первопечатника.

Начальное образование ученый получил в родном городе. Латинский язык он выучил в школе монахов-бернардинцев. Историки предполагают, что в 1504 году Франциск поступил в Краковскую академию, которая на данный момент является Ягеллонским университетом. Он закончил факультет вольных искусств, получив степень бакалавра. Годами позже известный первопечатник был удостоен звания лиценциата медицины и докторской степени вольных искусств. На протяжении следующих пяти лет писатель учился на факультете медицины, после чего прошел экзамены в Падуанском университете в Италии, несмотря на то, что не проходил обучение здесь. Об этом также свидетельствуют соответствующие документы. В 1512 году ученому была присвоена степень доктора медицины, так как все экзамены он сдал без затруднений.

В 1517 году Скорина основал типографию в Праге. В ней он издал «Псалтырь» кириллическим шрифтом, который стал первой печатной книгой на белорусском языке. В целом им было переведено и издано 23 религиозные книги в течение ближайших двух лет. В 1520 году ученый переехал в Вильну, которая в то время была столицей Великого княжества Литовского. Здесь он основал типографию, которая стала первой на территории страны. В ближайшие несколько лет писатель издал «Малую подорожную книжку» и «Апостол».

Франциск женится на Маргарите, которая была вдовой спонсора его типографии Юрия Одверника. Спустя четыре года она умерла, оставив после себя маленького ребенка. В этом году также ушел из жизни старший брат деятеля. Его кредиторы начали предъявлять ученому имущественные претензии. В 1532 году его арестовали за долги покойного брата, после обращения кредиторов к Сигизмунду I, но в этом же году познанский суд принял решение в пользу ответчика.

В 1535 году ученый жил в Праге, где по предположениям историков работал врачом или садовником, о чем свидетельствуют документы королевского двора. Не удалось установить точную дату смерти, но предположительно Франциск Скорина умер около 1551 года.

Книжное наследие Франциска Скорины: первая Библия

Первопечатник издавал свои книги на языке, который создан на основе церковнославянского, но имеет множество белорусских слов. Он был понятен соотечественникам писателя. На протяжении многих лет лингвисты вели споры о том, на какой язык были переведены книги. На сегодняшний день они утверждают, что язык переводов является белорусской редакцией церковнославянского языка.

Ключевая особенность книг первопечатника состоит в том, что они соответствовали правилам написания церковных книг, которые редко соблюдались в полной мере. Они сохранили тексты от издателя книг с изображениями. представленный случай стал единственным за всю историю издания Библий на территории Восточной Европы. Стоит также обратить внимание, что шрифты и гравированные заставки, которые были введены в типографии ученого, применялись издателями книг на протяжении ближайших ста лет.

Узнать еще больше интересного о культуре, истории и жизни Беларуси как независимого государства, и просто хорошо отдохнуть Вы сможете, арендуя на нашем туристическом портале.

В исследованиях жизни и наследия первопечатника - Франциска Скорины - много загадок и тайн. Да, мы пока не знаем, где умер и где находится прах, где покоится этот просветитель, неутомимый труженик, сторонник сближения и взаимопонимания всех народов и конфессий, особенно христианских.

Исследования начинаются

И очень хорошо, что за благородное дело по поиску праха Франциска Скорины в Чехии и переноса его на Родину, в костел Святых Симеона и Елены, взялись священники этого храма во главе с ксендзом-настоятелем, кандидатом исторических наук Владиславом Завальнюком. Поэтому, чтобы облегчить их поиски, старания других скориноведов, поделюсь результатами своей работы в течение последнего времени - как с устными и печатными, так и с виртуальными источниками.

Прежде всего, мое внимание привлек город Чески-Крумлов, где при замке работал так называемым садовником, а по сути как просветитель, ботаник-врач, старший сын нашего первопечатника Симеон.

Однако здесь на время надо вернуться к виленскому периода жизни и издательской деятельности Франциска Скорины, поскольку у читателя могут возникнуть вопросы: откуда же у Скорины в Чехии взялись два сына, один из которых там - доподлинно, а второй - возможно, занимались тем же, что и отец, - ботанико-садоводческо-врачебной деятельностью, которая может стать при поисках надежным ориентиром. И почему наш знаменитый соотечественник вынужден был покинуть родственный и близкий к Полоцку Вильнюс, чтобы вернуться в более отдаленную и чужую Прагу? Для этого нужно хотя бегло остановиться на событиях прежних, 1520-х годов жизни и деятельности Скорины. Издав в Праге не менее 22 книг переводов из Библии, он для связи со своим реальным, преимущественно православным читателем поехал продолжать священную деятельность в Вильнюс, столицу общего и для предков белорусов, почти что самостоятельного Великого Княжества Литовского. Провел там более десяти лет. В 1522 году издал востребованную, почти общехристианскую "Малую подорожную книжицу". А в 1525 году - "Апостол". И все!

Однако мы знаем, что Скорина был очень трудолюбивым, не мог сидеть сложив руки. Знаем также, что во второй половине 1520-х годов он помогал виленскому епископу Иоанну, сыну тогдашнего короля первой Речи Посполитой. Полагаю, что именно по заданию бискупа наш первопечатник выполнял ответственную и почетную работу - составление первого Статута Великого Княжества Литовского. По традиции считается, что эта по сути первая в Европе конституция создавалась в основном Альбрехтом Гаштольдом, с 1522 года одновременно канцлером ВКЛ и вильнюсским воеводой, владельцем Гераненов, Островца и еще десятка других имений. Но всестороннее изучение этой магнатской фигуры моего земляка убедила меня, что он мог только организовывать написание. Единственной же фигурой в ВКЛ, которая могла соединить в Уставе "право божеское» и «право человеческое", являлся тогда как раз секретарь епископа Яна Франциск Скорина! Только он из граждан ВКЛ успешно, за два года ранее окончил Ягелонский университет в Кракове и блестяще стал доктором Падуанского университета в Италии.

Летом авторы Устава, видимо, под заинтересованным покровительством епископа Иоанна и его отца, королевской милости самого Сигизмунда Старого, мужа королевы-реформаторши Боны Сфорцы, а может и ее самой, "ренесансницы", направлялись на восток за "королевскими гостинцами", подкреплялись по дороге в специально открытой с их разрешения таверне в Кассино Великой и ехали дальше, в Островец, ближайшее имение Гоштольдов. Видимо, Скорина должен был и издать в Вильнюсе первый печатный Устав, иначе для чего же он похищал в Королевцах печатника-еврея и потом терпел за это гонения прусского герцога?! Но как оно было с этим дальше, я пока что не знаю. Во всяком случае после первого Устава вышли в обновленных изданиях в течение того же века второй и третий!

Одновременно с государственно-общественными Скорина выполнял и семейные обязанности, воспитывал двух сыновей от своей первой и единственной жены Маргариты, вдовы его виленского денежного благодетеля Григория Адверника, который умер как раз в 1525 году, когда появилась вторая из виленских книжек. Через год, выдержав траур, Маргарита (возраст ее пока неизвестен) вышла замуж за Франциска, но вскоре и сама умерла.

Сыновья - родные ли?

Наконец в 1534 году, пережив преследование прусского герцога Альбрехта, претензии на наследство (замок) своей жены в Вильнюсе и, скорее всего, неверное заключение в познаньскую тюрьму за долги своего старшего брата Ивана, Франциск Скорина увез обоих сыновей с собой в Прагу, и вскоре они уже там помогали отцу в "садоводстве", вместе и по отдельности. Но у меня еще возникает вопрос: его ли это были сыновья? Не могла их Маргарита родить за какие-то три года, когда тот был преимущественно в отъезде? Скорее всего, подумалось, проявляя христианское милосердие, Франциск усыновил их, довольно взрослых, и обучал знакомому для себя (вспомним его экзамены в Падуе), нужному человечеству и природе делу - медицине, тогда преимущественно природоведению.

А теперь переходим к самой важной части: где Скорина умер и был похоронен? Одни утверждают, что, безусловно в Праге, другие - что его король Чехии Фердинанд вывез как опытного специалиста и верного слугу с собой в Австрию, третьи... Меня же наиболее убеждают сопоставленные факты, приведенные в статье опытного скориноведа Вячеслава Чемерицкого и помещенные в многотомном энциклопедическом справочнике "Белорусские писатели".

Процитируем оттуда самый важный для нас немного сокращенный абзац. В 1535 году Скорина вернулся (наверняка с двумя сыновьями, Симеоном и Франциском) "в Прагу, где устроился ученым садовником в королевском ботаническом саду, который тогда закладывался. В саду чешского короля Фердинанда И Ф. Скорина проработал до лета 1539-го. Где он жил и чем занимался после этого, мы не знаем. В Чехии (возможно, в Южной) белорусский гуманист нашел свой вечный упокой. К сожалению, нам неизвестны ни точное время, ни место захоронения. Наиболее вероятно, что умер он в 1551 году, так как в начале следующего года чешский король выдал сыну Скорины Симеону специальную грамоту (от 29 января) на право разыскивать по всей стране и наследовать имущество своего отца, уже покойного. В 1552-м дело о какой-то части имущества рассматривалось и в Вильнюсе, о чем свидетельствуют два недавно обнаруженных судебных декрета (от 17 августа и 15 декабря) короля Сигизмунда Августа. Симеон Скорина в 1570-е гг. жил в Южной Чехии и также занимался врачеванием и садоводством (конечно же, при замке. - Авт.). Второй сын первопечатника Франтишек погиб в 1541-м в Праге во время пожара. Потомки Симеона Скорины жили в Чехии и Словакии".

Направляемся в Чески-Крумлов

От себя добавлю, что один из далеких, но осознающий родство наследник, Ежи Скорина, жил в столице Мексики, занимался там также книгопечатанием, активно переписывался со мной. В одном из писем я спросил его: Франциск Скорина действительно перед смертью жил в Южной Чехии, у старшего сына? Он ответил мне, что это был Чески-Крумлов, центр якобы независимого герцогства. Им управляли сначала чехи, а потом, по-соседски с Моравией, австрийцы или саксонцы...

И вот теперь, когда такая информация очень пригодилась для поисков праха нашего первопечатника, я два дня, благодаря интернет-источникам "путешествовал" по Чески-Крумлову. И оказалось, что реальные поиски по этому южноморавскому городу, а также поиски в архивах соседних деканатов могут быть очень перспективными.

Судите сами. в Чески-Крумлове - всего два костела. Один, окруженный стенами монастыря, отпадает как "ведомственный", закрыт. Второй - во имя Святого Вита, приходской, готический по стилю, стоит на берегу-полуострове Влтавы и как раз вблизи замка, освященного еще задолго до прибытия обоих Скоринов: приходским он стал в 1329-м, центром Довдлебского деканата в 1374-м, а после перестройки еще раз освящен в 1439 году. Скоринов, как важных особ, могли похоронить, притом с надлежащими надгробиями, только там, а факт захоронения - сообщить в деканат, название которого менялось.

Однако дальнейшая история придворного и приходского костела имени Святого Вита развивалась, как свидетельствуют источники, извилисто. В 1583 году он стал местом захоронения представителей Рожмбергского дома, в 1591 году был административно передан ордену иезуитов, который, конечно же, восточных славян не очень ценил. Притом в пресвитерии от надгробий, расположенных даже в центре церковного зала, стало тесно. Поэтому новая владелица замка, Мария Эрнестина фон Эгенберг, в 1717 году приказала их вынести (но куда, на какие кладбища?). Был составлен список надгробий, который, как свидетельствуют источники, единственный сохранился. Поэтому может послужить координатами в поисках праха нашего первопечатника. Однако оказывается, план графини не был тогда осуществлен: она умерла в 1719 году. Даже в 1750 году надгробные таблички из красного мрамора все еще висели на стенах при входе в "капеллу" Яна Непомуцкого. Может, висят там и сейчас?

Нет, без поискового визита в костел Святого Вита и архивы окружающих деканатов здесь явно не обойтись.

Ну так за работу: духовную, интеллектуальную, поисковую! Документов о Скорине, первого нашего книгоиздателя и тем самым главного нашего юбиляра этом году, в Чехии должно быть много и в разных хранилищах.

Профессор Адам МАЛЬДИС

(Францыск (Францiшак) Лукiч Скарына) - белорусский учёный, философ, медик (доктор лекарских наук), первопечатник и просветитель, основатель восточнославянского книгопечатания, переводчик Библии на белорусскую редакцию (извод) церковнославянского языка.

Считается, что Франциск Скорина родился 24 апреля 1490 года (520 лет назад ) в Полоцке (Великое княжество Литовское) в семье купца Луки. Мнений о точной дате, да и даже годе его рождения много. Исследователь Геннадий Лебедев, опираясь на труды польских и чешских ученых, считал, что Скорина родился около 1482 года.

Первоначальное образование получил в Полоцке. Предположительно, в 1504 году становится студентом Краковского университета - точная дата неизвестна, так как запись, на которую традиционно ссылаются - «В [период] ректорства почтенного отца господина Яна Амицина из Кракова, доктора искусств и канонического права, милостию бога и апостольского престола епископа лаодиценского и суфрагана краковского, а также плебана [костёла] святого Николая вне стен Кракова, в зимний семестр в лето господне 1504 следующие [лица] вписаны […] Франциск сын Луки из П[о]лоцка, 2 гроша», может также касаться любого Франциска из польского города Плоцка, тем более, что сумма в 2 гроша, внесенная «абитуриентом» Франциском, по тем временам была невелика даже для купеческого сына.

Франциск Лукич Скорина. Марка СССР, 1988 г.

В 1506 году Скорина заканчивает факультет «семи вольных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) со степенью бакалавра, позже получает звание лиценциата медицины и степень доктора «вольных искусств», о чём свидетельствует четкая актовая запись: «Франциск из Полоцка, литвин».

После этого ещё пять лет Скорина учился в Кракове на факультете медицины, а степень доктора медицины защитил 9 ноября 1512 года, успешно сдав экзамены в Падуанском университете в Италии, где было достаточно специалистов, чтобы эту защиту подтвердить. Вопреки распространенному мнению, Скорина в Падуанском университете не учился, а прибыл туда именно для сдачи экзамена на научную степень, о чём свидетельствует актовая запись университета, датированная 5 ноября 1512 года: «…прибыл некий весьма учёный бедный молодой человек, доктор искусств, родом из очень отдалённых стран, возможно, за четыре тысячи миль и более от этого славного города, для того, чтобы увеличить славу и блеск Падуи, а также процветающего собрания философов гимназии и святой нашей Коллегии. Он обратился к Коллегии с просьбой разрешить ему в качестве дара и особой милости подвергнуться милостью божьей испытаниям в области медицины при этой святой Коллегии. Если, Ваши превосходительства, позволите, то представлю его самого. Молодой человек и вышеупомянутый доктор носит имя господина Франциска, сына покойного Луки Скорины из Полоцка, русин…» 6 ноября 1512 года Скорина прошел пробные испытания, а 9 ноября блестяще сдал особый экзамен и получил знаки медицинского достоинства.

В 1517 году основывает в Праге типографию и издаёт кириллическим шрифтом «Псалтырь», первую печатную белорусскую книгу. Всего на протяжении 1517-1519 годов переводит и издает 23 книги Библии. Меценатами Скорины были Богдан Онков, Якуб Бабич, а также князь, воевода трокский и великий гетман литовский Константин Острожский.

В 1520 году переезжает в Вильню и основывает первую типографию на территории Великого княжества Литовского (ВкЛ). В ней Скорина издаёт «Малую подорожную книжку» (1522 год) и «Апостол» (1525 год).

В 1525 году умирает один из спонсоров виленской типографии Юрий Одверник, и издательская деятельность Скорины останавливается. Он женится на вдове Одверника Маргарите (скончалась в 1529 году, оставив маленького ребенка). Спустя несколько лет один за одним умирают другие меценаты Скорины - виленский бурмистр Якуб Бабич (в доме которого и была типография), затем Богдан Онков, а в 1530 году году и трокский воевода Константин Острожский.

В 1525 году последний магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский провел секуляризацию Ордена и провозгласил вместо него светское Прусское герцогство, вассальное королю Польши. Магистр был увлечен реформаторскими переменами, которые в первую очередь касались церкви и школы. Для книгоиздательского дела Альбрехт в 1529 или 1530 году пригласил в Кёнигсберг Франциска Скорину. Пишет сам герцог: «Не так давно приняли мы прибывшего в наше владение и Прусское княжество славного мужа Франциска Скорину из Полоцка, доктора медицины, почтеннейшего из ваших граждан как нашего подданного, дворянина и любимого нами верного слугу. Далее, поскольку дела, имущество, жена, дети, которых у вас оставил,- отсюда его зовут, то, отъезжая туда, покорнейше просил нас, чтобы письмом нашим поручили Вашей опеке…».

В 1529 году умирает старший брат Франциска Скорины Иван, кредиторы которого выставили имущественные претензии самому Франциску (видимо, отсюда и спешный отъезд с рекомендательным письмом герцога Альбрехта). Итак, Скорина в Кёнигсберге не задержался и через несколько месяцев вернулся в Вильню, забрав с собой печатника и иудея-лекаря. Цель поступка неизвестна, но «краже» специалистов обиделся герцог Альбрехт и уже 26 мая 1530 года в письме к виленскому воеводе Альберту Гоштольду требовал вернуть этих людей герцогству.

5 февраля 1532 года кредиторы покойного Ивана Скорины, обратившись с жалобой к великому князю и королю Сигизмунду I, добиваются ареста Франциска за долги брата под предлогом того, что Скорина будто бы скрывает унаследованное от покойного имущество и постоянно переезжает с места на место (хотя на самом деле наследником был сын Ивана Роман, а вот насчет частых переездов кредиторы, скорее всего, не соврали). Несколько месяцев Франциск Скорина просидел в познаньской тюрьме, пока его племянник Роман не добился встречи с королем, которому объяснил дело. 24 мая 1532 года Сигизмунд I издает указ об освобождении Франциска Скорины из тюрьмы. 17 июня познаньский суд окончательно решил дело в пользу Скорины. А 21 и 25 ноября король Сигизмунд, разобравшись с помощью епископа Яна в деле, издает две привилегированные грамоты (привилеи), по которым Франциск Скорина не только признаётся невиновным и получает свободу, но и всевозможные льготы - защиту от любых судебных преследований (кроме как по королевскому предписанию), защиту от арестов и полную неприкосновенность имущества, освобождение от повинностей и городских служб, а также «от юрисдикции и власти всех и каждого в отдельности - воевод, каштелянов, старост и прочих сановников, врядников и всяких судей».

В 1534 году Франциск Скорина предпринимает поездку в Московское княжество, откуда его изгоняют как католика, а книги его сжигают (см. письмо 1552 года короля Речи Посполитой Жигимонта II Августа к Альберту Кричке, своему послу в Риме при папе Юлии III).

Около 1535 года Скорина переезжает в Прагу, где, скорее всего, работает врачом или, маловероятно, садовником при королевском дворе. Распространенная версия о том, что Скорина занимал должность королевского садовника по приглашению короля Фердинанда I и основал знаменитый сад на Градчанах, не имеет под собой серьёзных оснований. Чешские исследователи, а вслед за ними и иностранные историки архитектуры, придерживаются канонической теории, что «сад на Граде» (см. Пражский град) был заложен в 1534 году приглашенными итальянцами Джованни Спацио и Франческо Бонафорде. Близость имён Франческо - Франциск породила версию о садовнической деятельности Скорины, тем более, что в переписке между Фердинандом I и Богемской палатой четко отмечается: «мастер Франциск», «итальянский садовник», который получил расчет и уехал из Праги около 1539 года. Однако в грамоте 1552 года Фердинанда I сыну тогда уже покойного Франциска Скорины Симеону есть фраза «наш садовник».

Ивана Федорова почитают на Руси как первопечатника. Но Франциск Скорина «из славного города Полоцка» издал свою «Библию Русскую» еще за пятьдесят лет до Ивана Федорова. И в ней чётко указал, что книга сия «для всех русских людей писана». Франциск Скорина - белорусский и восточнославянский первопечатник, переводчик, издатель и художник. Сын народа, живущего на европейском пограничье, он гениально соединил в своем творчестве традиции византийского Востока и латинского Запада. Благодаря Скорине белорусы получили печатную Библию на родном языке раньше русских и украинцев, поляков и литовцев, сербов и болгар, французов и англичан…

Вообще первые книги на церковнославянском языке выпустил Швайпольт Фиоль в Кракове в 1491 году. Это были: «Октоих» («Осьмогласник») и «Часословец», а также «Триодь постная» и «Триодь цветная». Предполагается, что триоди (без обозначенного года напечатания) Фиоль выпустил до 1491 года.

В 1494 году в городке Обод на Скадарском озере в княжестве Зета (ныне Черногория) монахом Макарием в типографии под покровительством Георгия Черноевича была напечатана первая книга на славянском языке у южных славян, «Октоих-первогласник». Эту книгу можно увидеть в ризнице монастыря города Цетине. В 1512 году Макарий напечатал Евангелие в Угро-Валахии (территория современных Румынии и Молдавии).

В 1517–1519 годы в Праге Франциск Скорина напечатал кириллическим шрифтом на белорусском варианте церковнославянского языка «Псалтырь» и ещё 23 переведённые им книги Библии. В 1522 году в Вильно (ныне - Вильнюс) Скорина напечатал «Малую подорожную книжицу». Эта книга считается первой книгой, напечатанной на территории, входившей в состав СССР. Там же в Вильно в 1525 году Франциск Скорина напечатал «Апостол». У Скорины учился помощник и коллега Фёдорова - Пётр Мстиславец.

Франциск Скорина - белорусский гуманист первой половины ХVI в., ученый-медик, писатель, переводчик, художник, просветитель, первопечатник восточных славян.

Далеко не все детали биографии Скорины дошли до наших дней, до сих пор осталось ещё немало «белых пятен» в жизни творчестве великого просветителя. Неизвестны даже точные даты его рождения и смерти. Предполагают, что родился он между 1485 и 1490 годами в Полоцке, в семье состоятельного полоцкого купца Луки Скорины, который вел торговлю с Чехией, с Московской Русью, с польскими и немецкими землями. От родителей сын перенял любовь к родному Полоцку, название которого он позднее всегда употреблял с эпитетом «славный». Первоначальное образование Франциск получил в доме родителей - научился читать по Псалтыри и писать кириллицей. Предполагают, что латынь (Франциск знал ее блестяще) он выучил в школе при одном из католических костелов в Полоцке или Вильне.

Первое свое высшее образование Скорина, сын полоцкого купца, получил в Кракове. Там он прослушал курс «свободных наук» и был удостоен ученой степени бакалавра. Скорина получил также степень магистра искусств, которая давала тогда право поступать на самые престижные факультеты (медицинский и теологический) университетов Европы. Ученые предполагают, что после Краковского университета, в течение 1506–1512 годов Скорина служил секретарем у датского короля. Но в 1512 году он оставил эту должность и отправился в итальянский город Падуя, в университете которого «молодой человек из очень отдалённых стран» (так о нём говорят документы того времени) получил степень «доктора лекарских наук», что стало знаменательным событием не только в жизни молодого Франциска, но и в истории культуры Беларуси. До сих пор в одном из залов этого учебного заведения, где находятся портреты знаменитых мужей европейской науки, которые вышли из его стен, висит портрет выдающегося белоруса работы итальянского мастера.

О периоде 1512–1516 вв. жизни Ф. Скорины нам пока ничего не известно. Современные ученые выдвинули предположение, что в это время Скорина путешествовал по Европе, знакомился с книгопечатанием и первыми печатными книгами, а также встречался со своими гениальными современниками - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем. Основанием для этого служит такой факт - на одной из фресок Рафаэля изображен человек, очень похожий на автопортрет Скорины в изданной им позже Библии. Интересно, что Рафаэль написал его рядом с собственным изображением.

С 1517 года Скорина жил в Праге. Здесь же он начал свое издательское дело и приступил к печатанию Библейских книг.

Первой напечатанной книгой стала славянская «Псалтырь», в предисловии к которой сообщается: «Я, Франциск Скорина, сын славного Полоцка, в лекарских науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути русскими словами, а словенским языком». В то время «русским языком» называли белорусский язык, в отличие от церковнославянского, называемого «словенским». Вышел «Псалтырь» 6 августа 1517 года.

Затем почти каждый месяц издавались все новые и новые тома Библии: Книга Иова, Притчи Соломона, Экклезиаст… За два года в Праге Франциск Скорина выпустил в свет 23 иллюстрированные библейские книги, переведенные им на понятный широкому читателю язык. Каждую из книг издатель снабдил предисловием и послесловием, включил в Библию почти полсотни иллюстраций.

Примерно в 1520 году или чуть позже первопечатник возвратился на родину и в Вильно основал первую восточнославянскую типографию. Здесь вышла «Малая подорожная книжица», которая считается первой книгой, изданной на белорусских землях (точной даты выхода книги нет). Здесь же в 1525 году был напечатан «Апостол», который оказался последней книгой первопечатника - во время пожара в Вильне типография Франциска погибла. Именно с этой книги спустя 40 лет начали в Москве российское книгопечатание Иван Федоров и Петр Мстиславец, оба уроженца Беларуси.

Последние пятнадцать лет жизни Франциска Скорины полны невзгод и лишений: какое-то время он служит у прусского герцога Альбрехта Старшего в Кенигсберге, затем возвращается в Вильно, где живет его семья. За долги умершего брата Скорину сажают в познанскую тюрьму. Польский король Сигизмунд I специальной грамотой освобождает его от суда. Примерно в 1535 году Франциск Скорина переезжает в Прагу, где становится личным доктором и ученым-садовником короля Фердинанда I Габсбурга, который позже станет императором Священной Римской империи. 1540-й считается годом смерти великого просветителя.

До появления известной Острожской Библии издания Скорины были единственными напечатанными переводами Священного Писания, выполненными на территориях восточных и южных славян. Эти переводы стали предметом наследований и переделок - вся восточнославянская издательская деятельность в области библейских текстов так или иначе ориентировалась на Скорину. Это не удивительно - его Библия во многих отношениях опередила подобные издания в других странах: раньше немецкой Мартина Лютера, не говоря уже о польских и российских издателей. Примечательно, что Библия была издана на старобелорусском языке, что в значительной степени определило развитие белорусской печати. Знаменитые «Статуты Великого княжества Литовского» были напечатаны именно на языке Беларуси.

С именем Скорины связано также заметное возрастание внимания к наследию античности. Он едва ли не первым в наших краях предпринял попытку синтезировать античность и христианство, а также предложил образовательную программу, разработанную в Древней Греции - систему «Семи свободных наук». Позднее она была взята на вооружение братскими школами Украины и Беларуси, развита и усовершенствована профессорами Киево-Могилянской академии и немало содействовала сближению отечественной культуры с культурой Запада.

До нынешних дней дошли всего четыре сотни экземпляров книг Скорины. Все издания очень редкие, особенно виленские. Раритеты хранятся в библиотеках и книгохранилищах Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Вильнюса, Львова, Лондона, Праги, Копенгагена, Кракова.

В Беларуси давно почитают Франциска Скорину. Жизнь и творчество Ф. Скорины изучает комплексная научная дисциплина - скориноведение. Его биографию изучают в школах. Его именем названы улицы в Минске, Полоцке, Витебске, Несвиже, Орше, Слуцке и многих других городах Беларуси. Имя Ф. Скорины носит Гомельский государственный университет. Памятники выдающемуся учёному установлены в Полоцке, Минске, Лиде, Вильнюсе. Последний из памятников был совсем недавно установлен в столице Беларуси, рядом с входом в новую Национальную библиотеку.

Во всех школах Полоцка введён специальный предмет - «Полоцковедение», в котором Ф. Скорина занимает достойное место. Мероприятия, посвящённые памяти первопечатника, проводятся в городе по отдельно составленному плану.

В Беларуси введены специальные награды - медаль Скорины (1989) и орден Скорины (1995).

Биография

Франциск Скорина родился во второй половине 1480-х годов в Полоцке (Великое княжество Литовское) в семье купца Луки. Исследователь Геннадий Лебедев, опираясь на труды польских и чешских ученых, считал, что Скорина родился около 1482 года.

Первоначальное образование получил в Полоцке. Предположительно, в 1504 году становится студентом Краковского университета - точная дата неизвестна, так как запись, на которую традиционно ссылаются - «В [период] ректорства почтенного отца господина Яна Амицина из Кракова, доктора искусств и канонического права, милостию бога и апостольского престола епископа лаодиценского и суфрагана краковского, а также плебана [костёла] святого Николая вне стен Кракова, в зимний семестр в лето господне 1504 следующие [лица] вписаны […] Франциск сын Луки из П[о]лоцка, 2 гроша», может также касаться любого Франциска из польского города Плоцка, тем более, что сумма в 2 гроша, внесенная «абитуриентом» Франциском, по тем временам была невелика даже для купеческого сына.

В 1506 году Скорина заканчивает факультет «семи вольных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) со степенью бакалавра, позже получает звание лиценциата медицины и степень доктора «вольных искусств», о чём свидетельствует четкая актовая запись: «Франциск из Полоцка, литвин».

После этого ещё пять лет Скорина учился в Кракове на факультете медицины, а степень доктора медицины защитил 9 ноября 1512 года, успешно сдав экзамены в Падуанском университете в Италии, где было достаточно специалистов, чтобы эту защиту подтвердить. Вопреки распространенному мнению, Скорина в Падуанском университете не учился, а прибыл туда именно для сдачи экзамена на научную степень, о чём свидетельствует актовая запись университета, датированная 5 ноября 1512 года: «…прибыл некий весьма учёный бедный молодой человек, доктор искусств, родом из очень отдалённых стран, возможно, за четыре тысячи миль и более от этого славного города, для того, чтобы увеличить славу и блеск Падуи, а также процветающего собрания философов гимназии и святой нашей Коллегии. Он обратился к Коллегии с просьбой разрешить ему в качестве дара и особой милости подвергнуться милостью божьей испытаниям в области медицины при этой святой Коллегии. Если, Ваши превосходительства, позволите, то представлю его самого. Молодой человек и вышеупомянутый доктор носит имя господина Франциска, сына покойного Луки Скорины из Полоцка, русин…» 6 ноября 1512 года Скорина прошел пробные испытания, а 9 ноября блестяще сдал особый экзамен и получил знаки медицинского достоинства.

В 1517 году основывает в Праге типографию и издаёт кириллическим шрифтом «Псалтырь», первую печатную белорусскую книгу. Всего на протяжении 1517–1519 годов переводит и издает 23 книги Библии. Меценатами Скорины были Богдан Онков, Якуб Бабич, а также князь, воевода трокский и великий гетман литовский Константин Острожский.

В 1520 году переезжает в Вильню и основывает первую типографию на территории Великого княжества Литовского (ВкЛ). В ней Скорина издаёт «Малую подорожную книжку» (1522 год) и «Апостол» (1525 год).

В 1525 году умирает один из спонсоров виленской типографии Юрий Одверник, и издательская деятельность Скорины останавливается. Он женится на вдове Одверника Маргарите (скончалась в 1529 году, оставив маленького ребенка). Спустя несколько лет один за одним умирают другие меценаты Скорины - виленский бурмистр Якуб Бабич (в доме которого и была типография), затем Богдан Онков, а в 1530 году и трокский воевода Константин Острожский.

В 1525 году последний магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский провел секуляризацию Ордена и провозгласил вместо него светское Прусское герцогство, вассальное королю Польши. Магистр был увлечен реформаторскими переменами, которые в первую очередь касались церкви и школы. Для книгоиздательского дела Альбрехт в 1529 или 1530 году пригласил в Кёнигсберг Франциска Скорину. Пишет сам герцог: «Не так давно приняли мы прибывшего в наше владение и Прусское княжество славного мужа Франциска Скорину из Полоцка, доктора медицины, почтеннейшего из ваших граждан как нашего подданного, дворянина и любимого нами верного слугу. Далее, поскольку дела, имущество, жена, дети, которых у вас оставил,- отсюда его зовут, то, отъезжая туда, покорнейше просил нас, чтобы письмом нашим поручили Вашей опеке…».

В 1529 году умирает старший брат Франциска Скорины Иван, кредиторы которого выставили имущественные претензии самому Франциску (видимо, отсюда и спешный отъезд с рекомендательным письмом герцога Альбрехта). Итак, Скорина в Кёнигсберге не задержался и через несколько месяцев вернулся в Вильню, забрав с собой печатника и иудея-лекаря. Цель поступка неизвестна, но «краже» специалистов обиделся герцог Альбрехт и уже 26 мая 1530 года в письме к виленскому воеводе Альберту Гоштольду требовал вернуть этих людей герцогству.

5 февраля 1532 года кредиторы покойного Ивана Скорины, обратившись с жалобой к великому князю и королю Сигизмунду I, добиваются ареста Франциска за долги брата под предлогом того, что Скорина будто бы скрывает унаследованное от покойного имущество и постоянно переезжает с места на место (хотя на самом деле наследником был сын Ивана Роман, а вот насчет частых переездов кредиторы, скорее всего, не соврали). Несколько месяцев Франциск Скорина просидел в познаньской тюрьме, пока его племянник Роман не добился встречи с королем, которому объяснил дело. 24 мая 1532 года Сигизмунд I издает указ об освобождении Франциска Скорины из тюрьмы. 17 июня познаньский суд окончательно решил дело в пользу Скорины. А 21 и 25 ноября король Сигизмунд, разобравшись с помощью епископа Яна в деле, издает две привилегированные грамоты (привилеи), по которым Франциск Скорина не только признаётся невиновным и получает свободу, но и всевозможные льготы - защиту от любых судебных преследований (кроме как по королевскому предписанию), защиту от арестов и полную неприкосновенность имущества, освобождение от повинностей и городских служб, а также «от юрисдикции и власти всех и каждого в отдельности - воевод, каштелянов, старост и прочих сановников, врядников и всяких судей».

В 1534 году Франциск Скорина предпринимает поездку в Московское княжество, откуда его изгоняют как католика, а книги его сжигают (см. письмо 1552 года короля Речи Посполитой Жигимонта II Августа к Альберту Кричке, своему послу в Риме при папе Юлии III).

Около 1535 года Скорина переезжает в Прагу, где, скорее всего, работает врачом или, маловероятно, садовником при королевском дворе. Распространенная версия о том, что Скорина занимал должность королевского садовника по приглашению короля Фердинанда I и основал знаменитый сад на Градчанах, не имеет под собой серьёзных оснований. Чешские исследователи, а вслед за ними и иностранные историки архитектуры, придерживаются канонической теории, что «сад на Граде» (см. Пражский град) был заложен в 1534 году приглашенными итальянцами Джованни Спацио и Франческо Бонафорде. Близость имён Франческо - Франциск породила версию о садовнической деятельности Скорины, тем более, что в переписке между Фердинандом I и Богемской палатой четко отмечается: «мастер Франциск», «итальянский садовник», который получил расчет и уехал из Праги около 1539 года. Однако в грамоте 1552 года Фердинанда I сыну тогда уже покойного Франциска Скорины Симеону есть фраза «наш садовник».

Чем на самом деле Франциск Скорина занимался в Праге последние годы жизни - в точности неизвестно. Вероятнее всего, практиковал как врач.

Точная дата его смерти не установлена, большинство учёных предполагают, что Скорина скончался около 1551 года, поскольку в 1552 году его сын Симеон приезжал в Прагу за наследством.

Шрифты и гравированные заставки из виленской типографии Скорины использовались книгоиздателями ещё сто лет.

Язык, на котором Франциск Скорина печатал свои книги, был основан на церковнославянском языке, но с большим количеством белорусских слов, и поэтому был больше всего понятен жителям Великого княжества Литовского. Долгое время среди белорусских лингвистов существовал жаркий научный спор о том, на какой язык, из двух вариантов, перевел книги Скорина: на белорусскую редакцию (извод) церковнославянского языка или, под другой версии, на церковный стиль старобелорусского языка. В настоящее время белорусские лингвисты сходятся во мнении, что язык переводов Библии Франциска Скорины, это белорусская редакция (извод) церковнославянского языка. При этом в работах Скорины замечено влияние чешского и польского языков.

Библия Скорины нарушала те правила, которые существовали при переписывании церковных книг: содержала тексты от издателя и даже гравюры с его изображением. Это единственный подобный случай за всю историю издания Библий в Восточной Европе. Из-за запрета на самостоятельный перевод Библии католическая и православная церковь не признавала книги Скорины.

По материалам Интернет

Биография восточнославянского просветителя и ученого Франциска Скорины связана с творчеством, медициной, философией и языкознанием. Один из величайших представителей Беларуси конца XV – начала XVI веков оставил после себя памятник литературы в виде Библии, переведенной с церковнославянского языка. В настоящее время личность гуманиста прошедшей эпохи почитается многими славянскими народами. Его именем названы университеты и улицы, а также орден и медаль, вручаемые за заслуги в области науки, искусства и общественной деятельности.

Детство и юность

Франциск Лукич Скорина родился около 1470 года в городе Полоцке, который в древние времена находился в границах Великого Литовского княжества.

Википедия

Упоминания о родителях, нареченных Лукиан и Маргарита, сохранились в книге жалоб польского короля Казимира IV Ягеллончика в связи с кражей у великолукского жителя суммы в 42 рубля. И хотя профессии и социальный статус отца и матери остались неизвестными, ученые предположили, что денег на обучение сына в монастырской школе бернардинцев у них хватало.

В начале 1500-х годов юноша, овладевший грамотой и латынью, поступил в высшее учебное заведение в Кракове. Изучив 7 вольных искусств, среди которых были философия, право, медицина и богословие, Франциск получил диплом бакалавра, а затем подал заявку на докторскую степень в итальянском университете в Падуе.

Знание диалектики и риторики помогло Скорине убедить ученых аристократов выслушать бедного молодого человека из дальнего княжества. 9 ноября 1512 года перед высокопоставленной ученой аудиторией он с честью выдержал 2 экзамена и стал доктором медицинских наук.


Памятник Франциску Скорине в Минске / Joergsam, Википедия

И хотя Франциск никогда не учился в главном образовательном центре Венецианской республики, в середине XX века на стенах галереи знаменитых выпускников появился его портрет работы местного художника.

Впоследствии врачебные знания Скорина применял на службе у незаконнорожденного отпрыска польского короля Сигизмунда I, учившегося в Италии в 1520-х годах, а чуть позже в секретариате литовского епископа в Вильне.

Книги

Что происходило в судьбе Скорины в 1512-1517 годах, до сих пор остается загадкой, но к моменту появления следующих сведений он оставил медицину и увлекся книгопечатанием.

Поселившись в Праге, Франциск организовал типографию и приступил к переводу книг с церковного языка на восточнославянский. Испробовав технологии на «Псалтыре», считающемся первым белорусским печатным изданием, уроженец Полоцка подарил потомкам 23 книги переводов «Библии» и сделал огромный вклад в мировую культуру.


Печатный станок Франциска Скорины / Gruszecki, Википедия

Исследователи долго спорили о языке религиозных изданий Скорины, ведь в них сохранились церковнославянские обороты вперемешку со старобелорусскими словами и выражениями. В итоге они пришли к выводу, что книги печатника являлись классической редакцией, упрощенной, расшифрованной и адаптированной к действительности.

Произведения, вышедшие со станков Скорины, были уникальным достижением того времени. Дополненные авторскими предисловиями и комментариями, они приобрели светский характер и сделали Святое писание доступным читателям любого уровня. Кроме того, печатник сделал упор на просветительское значение, которое до этого появлялось в работах европейских философов-гуманистов прошлых лет.

Для оформления книг Скорина самостоятельно изготавливал гравюры, вензеля и другие декоративные элементы. В итоге оригинальные издания стали не только памятниками литературы, но и произведениями изобразительного искусства.


Типография Франциска Скорины в Вильне / Alma Pater, Википедия

В начале 1520-х годов обстановка в Праге перестала быть благоприятной, и Франциск бросил типографию и вернулся в родные земли. Возобновив производство в Беларуси, он выпустил сборник религиозных и светских рассказов для образовательного чтения, известный под названием «Малая подорожная книжка». В этом издании печатник выступил как писатель и просветитель, знакомивший аудиторию с важнейшими понятиями природного и гражданского мира, рассказывая о календаре, астрономии, народных праздниках и прочих любопытных вещах.

Весной 1525 года на станках, расположенных в мастерской Вильны, Скорина выпустил последнее творение «Апостол», а затем отправился путешествовать по Европе.


Библия, напечатанная Франциском Скориной в 1517 году / Adam Jones, National Library of Belarus

Исследователи до сих пор не уверены в маршруте предпринятой поездки и не могут документально подтвердить некоторые интересные факты и знаменательные события. В частности, нет единогласного мнения по поводу визита в Германию и встречи с основателем протестантизма , столь же спорными остаются цели просветительской миссии в Москве.

Известно лишь то, что из этих стран восточнославянского печатника изгнали за еретические взгляды, а его произведения, изданные на средства католиков, публично сожгли.

После этого Скорина почти не занимался книгопечатанием и работал в Праге при дворе короля Фердинанда I садовником или врачом.

Философия и религия

В предисловиях и комментариях к религиозным изданиям Скорина проявил себя как философ, придерживавшийся просветительской позиции западноевропейских ученых-гуманистов. Он ратовал за образование народа и призывал к освоению грамоты и навыков письма.


Нумизматика

Являясь патриотом Литовского княжества, Франциск искренне любил родину и считал, что его взгляды обязан разделять каждый порядочный человек. Библейские тексты способствовали распространению точки зрения печатника, заботившегося о воспитании личности, организации общества и установления благополучной мирной жизни на земле.

В биографии Скорины нет прямых указаний на вероисповедание и религиозную принадлежность уроженца Полоцка. В архивах сохранились бумаги, согласно которым Франциск мог принадлежать к любой из существовавших конфессий, неоднократно именовался чешским отступником и еретиком.

Прославившись произведениями, написанными по католическим канонам, Скорина мог являться последователем западноевропейской христианской церкви, считавшей себя единственной носительницей истины на земле.


Википедия

В пользу этого свидетельствуют переводы «Притчи о царе Соломоне» и «Песни песней», которые были раскритикованы и сожжены православными московскими священниками в середине 1530-х годов.

К тому же родственник печатника Иоанн Хризансом, согласно историческим документам, был ревностным католиком и приближенным полоцкого архиепископа. Это дает право предполагать, что все дети рода Скорина воспитывались в одной вере и крестились по обрядам, издавна установленным римскими понтификами.

Впрочем, существует мнение, что Франциск вполне мог исповедовать православие. Об этом говорят издания 1522-1525 годов, в которых проявились характерные особенности упомянутого крыла христианского учения: восточнославянские святые Борис, Ларионъ, Глеб и другие, а также канонические 151-го псалма славяно-русского священного писания.


Википедия

Кроме того, ученые установили, что после экзамена в Падуе Скорина получал диплом в здании университета, а не в храме, как другие выпускники-католики.

Третьей и наиболее вероятной религией, приписываемой Скорине, считается протестантизм. В пользу этого говорят взаимоотношения с реформаторами и основоположником лютеранства, а также служба у кёнигсбергского герцога Альбрехта Бранденбурга Ансбахского.

Личная жизнь

В архивах почти не сохранились бумаги, касающиеся личной жизни и семьи Франциска Скорины. Из короткой записки ясно, что в середине 1520-х годов женой просветителя стала купеческая вдова по имени Маргарита.


Памятник Франциску Скорине в Лиде / Szeder Laszlo, Википедия

Кроме этого, в руки биографов попали сведения, касавшиеся старшего брата Ивана Скорины, который после смерти оставил печатнику большие долги и претензии кредиторов.

Это произошло в 1529 году, когда Франциск потерял супругу и в одиночку воспитывал малолетнего сына Симеона. Последствия были катастрофическими, поскольку несчастного мужа и отца по приказу литовского правителя посадили в тюрьму и только заботами племянника Романа Скорине удалось добиться помилования, свободы и полной неприкосновенности от имущественных и судебных тяжб.

Смерть

Как большинство фактов из жизни Франциска Скорины, точная дата и причина смерти не известны.


Памятник Франциску Скорине в Полоцке / Szeder Laszlo, Википедия

Ученые предполагают, что это произошло в Праге приблизительно в 1551 году, поскольку именно в это время прямой потомок печатника прибыл в этот город для вступления в права наследства отцовским имуществом.

В память о достижениях лекаря, печатника, философа и просветителя в столице Беларуси Минске установили памятник, переименовали десяток центральных улиц, сняли художественный фильм с и выпустили монету достоинством в 1 рубль.

Память

  • Гимназия имени Франциска Скорины в Радошковичах
  • Центральный проспект имени Франциска Скорины в Полоцке
  • Тракт имени Франциска Скорины в Минске
  • Малая планета №3283 «Франциск Скорина»
  • Художественный фильм «Я, Франциск Скорина…»
  • Памятники Франциску Скорине в Полоцке, Минске, Лиде, Калининграде, Праге
  • Монета СССР достоинством 1 рубль в честь 500-летия Франциска Скорины
  • Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

Close