МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

План-конспект занятия

на тему:

«Звуковой анализ слова»

Подготовила и провела

педагог дополнительного образования

объединения « Радуга»

Р.Г. Тихонова

Тимашевск

2015

Тема занятия : Звуковой анализ слова.

Цель занятия :

Задачи: Образовательные: -

Развивающие:

Воспитательные:

Оборудовани е: мультимедийная презентация ; буквы, слоги, карточки для моделей слов, таблички с картинками, тетрадь «Гласные и согласные», цветные карандаши, смайлики.

Предварительная работа:

«Звуковой анализ слов» - это VIII раздел дополнительной общеобразовательной программы. Обучающиеся уже выучили все буквы, умеют читать и знают стихи про каждую гласную букву. С помощью карточек научились составлять звуковые модели слов.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг, и я твой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

II . Сообщение темы и цели занятия:

Сегодня мы закрепим полученные знания по теме: «Звуковой анализ слова».

III. Актуализация опорных знаний.

1Артикуляционная гимнастика: А О У С Ш Б П Ы И Д Т 2. Подготовка к анализу слов.

На какие две группы можно разделить все буквы?

Дети: гласные и согласные.

Назовите все гласные буквы.

Дети: а я о ё у ю ы и э е.

3. Игра « Узнай меня ». Дети по выбору читают стихи про гласные буквы.

(Приложение №1.)

4.Физминутка: «Буква А».

IV. Упражнения с переносом знаний в новые условия .

1 .Игра « Слово рассыпалось ». и л с а

Назвать звуки, которые обозначают эти буквы;

Собери слоги (ил, ли, са, си, ас,ла) Печатание на доске.

Собери слова (сила, лиса)

Составь предложения

Дети: Лиса живёт в норе. Лиса питается мышками.

2 .Работа в тетради:

Составь модели слов: кит, лист. (Работа в парах).

3 . Слайды №3-5. Игра «Назови первый звук и собери слово ».

(Картинки: ключ, облако, шарик, кофта, арбуз - кошка)

Дети: первые звуки К,О, Ш, К, А; получилось слово «кошка».

Дайте характеристику согласным звукам.

Дети: Звуки бывают: твёрдые - мягкие; звонкие – глухие; парные – непарные.

4 . Релаксация.

Всё назвали по порядку,

Приглашаю на зарядку!

Мелкие шажки: раз-два – три,

Лёгкие прыжки: раз – два – три,

Мягкая посадка: раз - два – три.

5 . Игра « Угадай слово ». (На доске серия картинок: гном, дом, ваза, машина, цапля, зонт, аист, сорока, арбуз).

Это слово начинается со звонкого непарного согласного.

Дети: Машина.

Это слово начинается с глухого парного согласного.

Дети: Сорока.

6 . Слайды №6 - 9. Сообщение детей о сороке. (Приложение №2).

7. Развитие речи . Слайды №10-13.

1.Отгадай загадки. (Приложение №3)

2.Собери слова из слогов (со-ро-ка, во-ро-на, со-ва, си-ни-ца).

3.Расскажи, как можно помочь птицам зимой?

Дети: Повесить в саду кормушки и насыпать туда корм.

V.Результативность работы.

- Итак, ребята, наше занятие заканчивается. Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Отвечали чётко, правильно, уверенно. Показали, что вы умеете делать анализ слов, работать в парах, помогать друг другу. Мне понравилось, как вы читали стихи и рассказывали о сороке.

VI. Рефлексия .

А какова ваша оценка своих умений и навыков?

Прикрепите на тетрадь смайлик:

Красный - который соответствует: « Всё отлично! Я доволен!»

Синий - « У меня всё хорошо»

Жёлтый – « Что-то не получилось!»

Всем спасибо за работу!

Литература:

1.Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М.,2008.

2.Занятия по развитию речи в детском саду. Под ред. О. С. Ушаковой. М.,2011.

3.Максакова А. И., Тумакова Г.А. Учите играя. М., 2008.

4.Волина В. В. Праздник Букваря. М., 1995.

5.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 2008.

Методические материалы к занятию по теме: « Звуковой анализ слова »

Приложение №1.

Стихи.

1.Буквой «А» поставим ноги,

Словно в танце руки в бок.

«Влево-вправо, влево - вправо».

Получается на славу.

«Молодец! Садись дружок!» (А)

2.Ослик был сегодня зол,

Он узнал, что он осёл. (О)

3.Улитка спокойно ползла по дорожке,

Увидела муху и спрятала рожки. (У)

4.А бедняжка буква «Ы»

Ходит с палочкой. Увы! (Ы)

5.Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

«Сколько здесь дощечек?» - «Три!»

«А какая буква?» - (И)

Приложение №2.

Много прозвищ дали сороке люди - сорока-воровка, сорока - белобока. Действительно, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. В середине лета сорока меняет оперение. В это время она прячется в лесу.

Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют случившиеся. У этих птиц характерный голос – резкое стрекотание, похоже на “Ча – ча – ча”.

А вот “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки, даже чайные ложки и очки.

Гнездо сорока устраивает высоко на дереве. Оно похоже на огромный шар: сухие ветки скреплены глиной и землей, а изнутри выстелено листьями растений, шерстью, пухом.

В апреле – мае сорока – мама откладывает в гнездо 5–8 яиц и насиживает их. Примерно через 2 недели появляются на свет сорочата. Через месяц птенцы покидают гнездо, но еще не улетают далеко от родителей.

Зимой сорока переселяется поближе к человеку: рядом с ним легче прокормиться, не так трудно пережить долгую холодную зиму.

Сорока приносит пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых, червей, слизней. Любит сорока полакомиться семенами растений, ягодами и фруктами.

Приложение №3.

Загадки.

1.Непоседа птица эта,
Одного с берёзой цвета.
Верещунья, белобока,
А зовут её … (Сорока)

2.Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
А кто она? … (Ворона)

3.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка,
И полоска шарфика. (Синица)

4.Днём спит,

А ночью летает,

Прохожих в лесу пугает. (Сова)

Самоанализ занятия по обучению грамоте.

Тема занятия по обучению грамоте: «Звуковой анализ слова».

Цель занятия: закрепить знания, умения и навыки по разделу «Звуковой анализ слова».

Задачи: Образовательные: - повторить с детьми материал по звуковому анализу и синтезу слов; - закрепить умения детей делить слова на слоги; выполнять модели слов; - обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать связную речь, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление;

Совершенствовать графический навык письма;

- закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитательные:

- формирование культуры общения, сотрудничества и взаимопонимания .

Тип занятия - закрепление, оно включает в себя следующие этапы:

1.Актуализация опорных знаний.

2.Упражнения с переносом знаний в новые условия.

3.Результативность.

4.Рефлексия.

Форма проведения: интегрированное занятие.

Данная форма позволила обобщить большой объём знаний по обучению грамоте и реализовать цель занятия.

При проведении занятия я ориентировалась на следующие принципы обучения:

Принцип наглядности;

Принцип доступности и посильности.

В ходе занятия были организованы виды работ :

Фронтальная;

Индивидуальная;

Коллективная.

Занятие проходило в системно – деятельностном ключе, который является приоритетным в Стандартах второго поколения.

Материал для непосредственно – образовательной деятельности был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Занятие было организованно с опорой на предыдущие знания детей, на их жизненный опыт. Занятие сопровождалось мультимедийной презентацией, которая была помощницей на определённых этапах занятия.

Занятие вызвало интерес, так как каждый из воспитанников смог проявить себя в разных видах деятельности, а смена этапов постоянно поддерживала интерес и активность к предлагаемой деятельности.

Психологическая атмосфера на занятии по обучению грамоте была доброжелательной, все обучающиеся проявили заинтересованность. Темп занятия высокий.

Контроль над деятельностью детей организовывался на каждом этапе. Итог работы подведён. Цель занятия достигнута.


Наталья Марушкина

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию САМОАНАЛИЗ НОД «ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА» , конспект которой был опубликован ранее.

Тема – Поздравительная открытка.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, на базе задач основной общеобразовательной программы, соответствующих возрасту детей.

Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

В непосредственно образовательной деятельности основная образовательная область «познание» была в интеграции с образовательными областями: «коммуникация», «социализация».

Цель (для детей) : Помочь Чебурашке отправить открытку крокодилу Гене.

Цель (для педагога) – Создать условия для знакомства детей с графическим образом буквы Г.

Задачи:

Образовательные:

Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели.

Повторение йотированной функции гласных букв.

Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись.

Знакомство с буквой Г.

Освоение слогового способа чтения.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;

Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

Воспитывать инициативность, самостоятельность, активность;

Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу;

Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Организация детей: - групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Предварительная работа:

Ознакомление со звуковым составом слова, написанием гласных и некоторых согласных букв.

Знакомство с правилами написания гласных букв после согласных, йотированной функцией гласных букв.

Работа с предложением,

Игры на развитие фонематического слуха.

В данной НОД я постаралась использовать партнерскую форму организации, что включает в себя:

Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в круге

Разрешено свободное размещение детей

Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности

Разрешено свободное общение детей (рабочий гул)

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно - исследовательская.

Я использовала индивидуальную, подгрупповую и фронтальную форму организации детей. Постаралась опираться на приобретенный детьми ранее опыт для достижения цели и добывания новой информации. Детям пришлось выполнить некоторые задания, чтобы попасть к мудрой сове, которая и познакомила их с новой буквой. Все это соответствует развивающей непосредственно образовательной деятельности.

В ходе НОД были задействованы разнообразные методы и приемы:

практические: опыт, упражнение, самостоятельная работа;

наглядные: наблюдение, демонстрация;

словесные: беседа, объяснение;

игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде.

Для мотивации детей был использован персонаж – Чебурашка, которому необходимо было помочь решить проблему с написанием письма.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «познание»: дети проводили звуко-буквенный анализ слова,


работали с предложением,


определяли йотированную функцию букв,



«Коммуникация»: дети участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая своего сверстника; «Социализация»: самостоятельно находили выход из создавшейся ситуации, обращались за помощью, выражали доброжелательность, сопереживали.


Приемы на занятии носили игровой характер.

В конце занятия каждый ребенок выразил свое отношение к проведенной деятельности, поместив на доске смайлик соответствующего настроения.


На занятии были соблюдены все гигиенические требования по организации пространства, подбору, изготовлению и размещению оборудования и материала.

При подготовке данной ОД, главной задачей я ставила для себя «Показать возможности использования интерактивной доски», что требовалось для проведения открытого занятия. Поэтому постаралась задействовать ИД для решения почти всех задач НОД. В повседневные занятия можно включать и какое-то одно из предложенных упражнений, что так же вызовет интерес детей, позволит разнообразить методы и приемы, повысит эффективность занятия.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и математике в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие»,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ы] и буква Ы» Образовательные задачи: 1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с применением наглядного моделирования; 2. Познакомить с буквой.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Подготовила и провела учитель – логопед Ольховик Валентина.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Сокровища» Цели: Повторение гласных А, О, У, И, Ы, Э. Знакомство с понятием слово – предмет. В сундуке спрятан клад. Что бы его достать, нужно.

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по предмету «Развитие речи и обучение грамоте» в средней группе МДОУ детского сада «Солнышко».

Тема: «Мебель для домика на крыше».

Воспитатель: Трифонова Алина Александровна.

Краткая характеристика группы.

Моя группа называется «Незнайка». В ней 25 человек, из них 12 девочек и 13 мальчиков, в возрасте от четырех до пяти лет. Набор группы проходил в 2011 году, поэтому дети уже прошли адаптацию к воспитателям и друг другу.

Все дети разные: есть спокойные, сдержанные, хорошо идут на контакт с взрослыми и сверстниками. Есть дети подвижные, гиперактивные, со своими психологическими особенностями. В процессе образовательной деятельности кто-то из детей быстро включается в работу, а кому-то надо больше времени, чтобы настроиться.

Группа большая по количеству детей, поэтому непосредственно образовательную деятельность провожу по подгруппам, а также провожу индивидуальную работу.

Место данного занятия в системе занятий, тип занятия.

Тип занятия – повторение и закрепление знаний. На предыдущем занятии дети знакомились с предметами мебели, их назначении; из какого материала делают мебель; знакомились с профессией столяр.

Формирование целей и задач.

Развитие речи и обучение грамоте – это предмет с помощью, которого воспитатель дает определенные знания и умения. Овладение речи – это сложный, многосторонний психический процесс.

Вашему вниманию было представлено занятие по развитию речи и обучение грамоте, которое было разработано в соответствии с ФГТ, в ходе которого произведена интеграция следующих образовательных областей: Коммуникация, Познание, Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Труд, Социализация.

Цель моего занятия: закрепить пройденный материал и выявить уровень его освоения.

Для достижения цели я поставила себе следующие задачи:

Коммуникация: Уточнение и обогащение словаря; развивать умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. . Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.

Познание: Закреплять представление о предметах мебели, их назначении и свойствах; как правильно ухаживать за мебелью. Активизировать познавательную деятельность детей; развивать их мышление, воображение.

Художественное творчество: Развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие способности детей. Развивать самостоятельность, активность. Закреплять умения и навыки конструктивной деятельности.

Чтение художественной литературы: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию » с текстом.

Труд: Продолжать расширять представления детей о профессиях (столяр). Воспитывать ценностное отношение к труду взрослых. Формировать умение доводить начатое дело до конца, стремиться сделать его хорошо.

Социализация: Формировать умение вести диалог. Побуждать детей сопереживать знакомым сказочным героям; воспитывать стремление быть полезными для окружающих. Закреплять представления о правилах и формах культурного и доброжелательного отношения к людям. Стимулировать детскую игровую самостоятельность.

При выборе темы занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные особенности детей, а также уровень их развития.

Были продуманны условия:

  1. В группе проветрено, чисто.
  2. Продуманно размещение детей, расставлено оборудование.
  3. Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.

Выбор структуры занятия.

Структура и содержание занятия на повторение и закрепление соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 4-х взаимосвязанных этапов: Организационный момент; актуализация знаний; повторение и практическое применение знаний полученных на прошлом занятии; подведение итогов.

Первый этап – организационный момент. На этом этапе важно вызвать эмоциональный интерес детей, организовать внимание, подготовить детей, подготовить к деятельности. Активировала внимание сюрпризным моментом – отгадать, кто будет в гостях (загадка).

На следующим этапе были выявлены знания, полученные на прошлых занятиях и знания из личного опыта детей. Для подготовки артикуляционного аппарата был проведен комплекс артикуляционной гимнастики. Чтобы поддержать интерес детей, направить к познавательной деятельности, я использовала игровую ситуацию со сказочным персонажем. Разыгрывая ситуацию, задавала детям вопросы, следила, чтоб они отвечали полным ответом, давала образец правильной речи, старалась, чтобы речь была четкая, эмоциональная, грамотная.

Третий этап – повторение и практическое применение знаний. Здесь была разыграна воображаемая ситуация в развернутом виде, с практическим применением знаний и умений детей. Ходили в мебельный магазин, использовала наглядность, художественное слово. Детям было предложено перевоплотиться в мастеров мебельной фабрики и создать свой предмет мебели. Перед работой провела комплекс пальчиковой гимнастики «Много мебели в квартире». Все это способствовало развитию мелкой моторики рук.

Заключительный этап – подведение итогов. На нем был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы. Так же я провела моральное поощрение.

Все этапы отображали одну тематику и были взаимосвязаны.

Используемые формы и методы работы.

В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы: со всей подгруппой и использовала индивидуально-дифференцированный подход. Использовала также такие методы и приемы:

Игровые

Сюрпризность

Создание игровой ситуации

Воображаемая ситуация в развернутом виде.

Словесные

Разговор, беседа

Вопросы

Использование художественного слова

Напоминание, пояснение

Обучение правильной артикуляции

Педагогическая оценка.

Практические

Выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастик

Моделирование

Наглядные

Демонстрация пособий

Иллюстрационный материал

Оценка результативности деятельности .

Считаю, что разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволили мне удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.

В ходе всего занятия, старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы на протяжении всего занятия были партнерами.

Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.


Разделы: Работа с дошкольниками

Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

  • Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
  • Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
  • Формировать умение делить слова на слоги.
  • Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
  • Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать навык чтения детей.

Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.

Воспитатель: Незнайка пишет, что попал в страну «Умников и умниц» где царствует царица Грамота. Царица грамота пригласила Незнайку поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался играть с царицей, потому что он не знает что такое «речь» и «речевые игры». На что царица очень рассердилась и приказала заточить Незнайку в высокой башне, но пообещала выпустить его, если мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания, которые нам приготовила царица Грамота. Ну что, вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы детей).
– Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения язычком 3-4 раза). А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).

1 задание: Звуковой анализ слова

Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.
И
Ш
К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом ставим черную фишку.

2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)



3 задание: Сколько слогов в слове?

Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.

Физкультминутка

4 задание: Расшифруй слово

Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.

5 задание: Составь предложение

Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.

6 задание: Прочитай слово

Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

Воспитатель: Молодцы!

Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.

Программное содержание

— учить детей выделять предложение из речевого потока (связная речь) дать представление о том, что в предложении может быть разное количество слов. Слова в предложении произносятся последовательно, одно за другим; учить детей проводить звуковой анализ слов уа и ау, по схеме и с помощью нейтральных фишек;

— закреплять знания изученных букв, умение определять изученные буквы а и у в словах, умение выделять первый звук в словах, подбирать слова с заданным звуком;

— развивать фонематический слух детей, продолжать учить их прислушиваться к звучанию слов;

— выявлять и определять уровень усвоения детьми программного материала, умение внимательно, точно выполнять задания;

— развивать внимание, воспитывать желание самостоятельно приобретать знания.

Ход занятия по грамоте в старшей группе детского сада

Вводная часть

Девиз нашего занятия —

«Не просто слушаю, а слышу

Не просто смотрю, а вижу

Думаю и отвечаю-

Все вокруг замечаю».

Гимнастика для глаз

Глазки делают упражнения,

влево — вправо, влево — вправо

Затем вверх — вниз, вверх — вниз

Теперь щурим глаза как кошечка

И закрываем глазки.

Раз — смотрю вдаль,

Два — ладошками закрываем глаза.

Для того, чтобы лучше говорить слова, нам нужно выполнить артикуляционные упражнения. Начинаем упражнения для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Чистим зубки язычком — верхние и нижние.

Покажем свои зубки.

Улыбка – сердитое выражение лица.

Вкусное варенье (губами).

Чтобы четко и чисто произносить слова, говорим чистоговорки:

Ра-ра-ра — начинается игра;

Ро-ро-ро — несем ведро;

Ру-ру-ру — продолжаем игру;

Ри-ри-ри — в небе снегири;

Ар-ар-ар — загудел комар.

Основная часть занятия.

Волшебный сундучок — рассмотрение сюжетных картинок, содержание которых можно передать предложениями из двух и трех слов («Девочка спит», «Мальчик ловит бабочек»).

Дети рассматривают картинки, составляют предложения. Определяют, о ком составили предложения, в предложении говорится о девочке, о мальчике и т.п..

Ознакомление с дидактическим материалом для обозначения предложения (полоски). Слова обозначаются короткими полосками.

Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Дети составляют предложения из предложенных воспитателем картинок с опорными словами (разбор предложения, определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками, последовательность слов в порядке).

Физкультминутка

Дидактическая игра «Дождевая тучка»

Дети выкладывают буквы русского алфавита а и у.

Показать рисунки, в названиях которых имеется данная буква.

Четко произносить это название с ударением на данный звук.

Дидактическая игра «Назовите слова, в названиях которых есть звуки [а] и [у]».

Повторный звуковой анализ слова ау.

Звуковой анализ слова заработка. Какой первый звук в этом слове? Какой второй? Сколько клеточек нужно для этого слова? Обозначения звуков нейтральными фишками.

Заключительная часть.

Подвести детей к выводу, что в предложении может быть разное количество слов; слова в предложении произносятся друг за другом последовательно; в словах ау, уа два звука: первый [а], второй [у] и наоборот. Они произносятся один за другим.

Отметить детей, которые были активными на занятии, хорошо работали; с другими детьми поработать индивидуально для лучшего усвоения материала.


Close