ДИНАСТИЯ САСАНИДОВ

224 - 651 гг.

В 224 г. Ардашир I основал третью иранскую династию Сассанидов после победы над парфянским царём Артабаном IV из династии Аршакидов. Арташир I Папакан родился в 190 году, сын Папака, шах Истахрдата 220—224 гг., великий шаханшах Эрана 224—239 гг.

К III в. н. э. Иран представлял собою государство, лишь номинально объединённое под властью парфянской династии Аршакидов. Фактически оно состояло из многих разрозненных полусамостоятельных, а временами и независимых областей, во главе которых стояли царьки из местной крупной знати, представители мощных аристократических родов. Постоянные междоусобия, войны, столкновения значительно ослабили Иран. Военная мощь Римской империи и её активная политика на Востоке вынудили парфян уступить ей ряд северных городов Междуречья. Аршакиды подвергались нападениям в собственной столице, побывавшей неоднократно в руках имперских солдат.

Новое объединение Ирана началось из другого центра. Провинция Парс, расположенная на юго-западе, где находились древние Пасаргады, родина Ахеменидов, сыграла важную роль в истории Ирана (Парс, или Фарс, дал производные слова — перс, персидский, Персия, — усвоенные греками вместо названия «Иран»).

Жрец — маг храма богини Анахит, Сасан, принадлежал к царскому роду Фарса и занял видное положение. Сын его Папак был правителем Истахра и имел титул царя. Внук Сасана, сын Папака Арташир возвысился, имея поддержку жреческих кругов и части родовой знати. Постепенно расширяя свои владения за счет соседних земель, он настолько усилился, что разбил и сверг самого видного из владетелей Парса. Арташира вел борьбу со своими братьями за единоличный захват власти. Из этой борьбы он вышел победителем. Стремление к объединению Ирана привело его к неизбежному столкновению с Аршакидами.

Начав свою карьеру со скромной должности правителя крепости Дарабгерд, Арташир не только стал твёрдой ногой в Парсе, но присоединил область Исфахана и Керман и, наконец, вторгся в Хузистан, непосредственно граничащий с Месопотамией, и двинулся на север. Навстречу ему двинулось парфянское войско. 20 апреля 224 г. на равнине Ормиздаган произошла решительная битва между последним царем парфянской династии Артабаном V и Арташиром. Победа досталось Арташиру. Однако, чтобы стать во главе Ирана, Арташиру пришлось покорить 80 царьков и захватить их области. Но Фарс (Парс) не стал играть роль центральной области государства, хотя здесь и были построены дворцы и остались великолепные наскальные рельефы. Столицей, в согласии с традицией Аршакидов, стали Селевкия и Ктесифон, «города» на Тигре. Здесь, на западе, были расположены наиболее плодородные области, находилось много городов, а торговые дороги соединяли Иран с присредиземноморскими гаванями, с Арменией, Кавказской Албанией, Грузией, Лазикой, с побережьем Персидского залива и южной Аравией.

В 226 г. Арташир был торжественно коронован и принял титул царя царей (шаханшаха). Он последовательно продолжал свои завоевания, подчинил Мидию с городом Хамаданом, области Сакастан и Хорасан. Путем настойчивой борьбы был захвачен Адорбайган (Азербайджан) и значительная часть Армении. Есть сведения, что ему были подчинены Маргиана (Мервский оазис), Систан и Мекран. Таким образом, граница его государства доходила до низовий Аму-Дарьи, где находились области Хорезма. На востоке пределом была долина реки Кабула, так что часть кушанских областей находилась в составе Ирана. Это дало повод правителям Хорасана, обычно старшим царевичам сасанидского рода, к прочим титулам добавлять «царь кушан». Сами Сасаниды называли свою державу «Государством иранцев (ариев)».

Армия Сасанидов

Официальное название армии принятое в Сасанидском государстве — Армия Ростама (Рустама) — Rostam Spâh’e. Была сформирована при Ардашире I Папакане, основатели династии Сасанидов. Армия Сасанидов, была основана частью путем возрождения Ахеменидской военной организации, привнесением в него элементов из парфянской военной организации, и адаптированные под требования времени. История армии Сасанидов делиться на два периода, дореформенные от Ардашира I-го до Хосрова Ануширвана, и послереформенные от правления Хосрова Ануширвана до падения династии. Принципиальное отличие двух периодов между собой заключается в том что, армия образца созданного Ардаширом, была по сути иррегулярной армией, с личными дружинами отдельных феодалов, то послереформенная армия созданная Хосровом Ануширваном была регулярной и профессиональной.

"А если вы хотите ведать больше о роде Яров,- знайте, что в старые годы, в Трояновы века, сей род был велик и славен. И тот князь первый Арий был братом Трояна Огневедца. Рождены же они были от Двояна Старожилого, а сей - от Одина-воеводы из рода Богумирова. И покорил сей Арий Старый и Семиречье, и Пятиречье, и землю Синьскую, и землю Фарсийскую, и Грецколань, и царство Понтийское.

А ещё жил тогда князь Само, сын Трояна, что сковал цепями Змея Каранджеля на Чёрной горе и бросил в Чёрное море, именуемое греками Понтийским. И был у сего князя Сама сын - великий князь Святояр, и родил он сильномогучего Руса от Рудяны, внучки Змея. И тот князь Рус был вскормлен птицами Гамаюн и Финист на Алатырской горе. И правили их потомки во всех землях арийских от моря и до моря; гробницы же их из белого камня есть доселе в горах Белых близ стен Кияр-града Антского.

И так дети Ария, потомка Богумира, получили эту часть земли, борусы и лютичи - на берегах Венедского моря, голяды - в горах Альбийских, карпени - на Карпатах, поляне и северяне - на Днепре, будины на Воронеже-реке, анты - на Доне-реке. А русые аланы, потомки Руса и Ария Старого, получили в дар всю страну Аланию на Белых горах между Понтом и морем Волынским.

Затем те земли ариев на полудне покорил царь Александр (в Иране правят Селевкиды 330—150 гг. до н. э.), сын Змея Грецколанского, и пришёл он и поверг князя Буса Кийсака из царства Бога Сурьи, именуемого греками Бактрией. И так той землёй греки завладели, и сто лет правили в странах полуденных. Но князь Ярсак Храбрый (Аршак I. Династия Аршакидов 250 г.до н. э. — 224 г.н. э.) и роды парнов изгнали их, и смешали землю ту с кровью своей, и так вернули край отцов и дедов. И затем потомки Яра-царя правили в Арийской земле пять сотен лет.

И так у русов было от Богумира до Буса семьдесят два великих князя. Царей же арийских земель за четыреста пятьдесят лет, от Ярсака Храброго до Ярбана, было тридцать. Ярбана же того сверг проклятый Ярсак Саксаниянский (Ардашир I), сокрушивший владычество парнов, которые овладели Парсийским царством за пятьсот пятьдесят лет до Рождества Буса - Животворителя нашего.

И из рода тех ариев в Алании царствовали двадцать шесть царей - от Велияра до Буса Белояра (родился в 295 г.), сына царя Дажня.

Падение Марабель-звезды и убийство Ярбана - 27 апреля 224 года. Утверждение на арийском троне Ярсака Саксаниянского (224 - 239 гг.).

И вот было так, что по исходу пятисот лет владычества рода Яров, за горами Святыми пала звезда именем Марабель. И те горы сотряслись, и разверзлись пропасти, и реки потекли вспять, как при конце мира. И там, где пал Марабель, найден был жрецом Папа-саком-Чёрный камень.
И сей жрец Папа-сак вставил осколок камня того в перстень, и надел его на велесов перст левой руки, и так обрёл власть над огнём Пекла и тьмой Нави.

И был у того жреца и жены его Сваяры - сын, названный ими, как и первый царь Арианы,- Ярсаком Белым. Нами же он был прозван-Ярсаком Чёрным, ибо унаследовал он Марабель - камень, и сила его была не божья, и дела черны.
И тот Ярсак из рода Саксаниянского проведал о том, что на дне морском томится змей Каранджель, низверженный великим Будаем-саком, и закованный в годы старые праотцом Само, светлейшим из учеников Будая. И силою Марабель-камня того Чёрный Яр развёрз воды в море Чёрном, и прошёл по дну к темнице дракона, и цепи его разбил. И затем, подчинив Змея, получил от него дар - Крест-Меч каранджеля, разивший как молния. И вскоре тем мечом он сразил Ярабана из рода Старого Ария, что правил в те годы в Арийской земле. И Чёрное море всколебалось от бурь великих, и явился из моря в огненном столпе змей Каранджель. И великий жрец огня Папа-сак с сыном Ярсаком поклонились ему; и выстроили они храм Ярого Огня. И так сам Яр Саксаниянский и род его стали власть меча утверждать силою змея, а тот им служил, как служит жрец государям своим. И от сего Чёрного Яра произошло поколение парсийских царей, называемое Саксаниянским по земле их рода. И начали там славить Змея Каранджеля, дым же от тех жертв мглою растёкся по Арийской земле. Вот так и стал Каранджель истинным правителем Парсийского царства. И вошёл он в тело верховного жреца, взявшего имя Карандар, и тайная власть его была превыше власти царя, ибо тот хоть и владел камнем Марабель, но и сам боялся силы Каранжделя. И тогда цари рода Яров с полночи и с полдня пошли войною на род Саксаниянский и на змея, служившего им. И кровь тогда лилась реками семьдесят лет, пока в земле Русколанской не воссиял Свет Славы; и так взошло над Русью Солнце Праведности, а у князя Дажень-яра родился сын и наследник - Бус свет Белояров. А о гибели князя Ярбана сложил певец Зарьян песнь-плач. И была тризна при великом стечении народа. И память о том царе доселе чтят о оплакивают его". Ярилина книга

Барельеф с изображением Арташира в некрополе Накше-Рустам

Мифопоэтическая традиция, доминирующая в иранской культуре, восходит к «Книге деяний Арташира Папакана» (Kārnāmak-i Artašir-i Pāpakān), написанной, согласно указанию армянского историка Моисея Хоренского, в IV в. при праправнуке Арташира, Шапуре II. Используя характерный для этой культуры мотив «сокровенного наследника», «Книга деяний» делает Папака дедом Арташира по матери, а отцом — Сасана, якобы единственного оставшегося в живых отпрыска исконных царей Ирана до Александра. Сасан служит пастухом у Папака, царя Парса, пока его происхождение не открывается тому в трех чудесных снах, возвещающих также чрезвычайный удел его потомству. Папак призывает к себе Сасана, и тот рассказывает о своем происхождении и становится зятем царя. От брака Сасана с дочерью Папака и рождается Арташир. Верховным властителем Парса и Спахана (пехл. Spāhān, мн. ч. от spāh «воин» поздн. Испахан). является тогда парфянин Артаван (Артабан) По его приказу 15-летний Арташир прибывает к его двору. Вначале он занимает исключительное место при шахе, но потом впадает в опалу, поспорив на охоте с сыном Артавана, а затем бежит в Парс с любимою служанкой шаха, которая услышала предсказания придворных звездочетов о том, что наступают дни, когда Арташиру суждено стяжать фарр царя царей Ирана (от авест. xvarnah-, особый дар, благодать божественного избранничества). Она также похищает для Арташира знаки царской власти, и фарр следует за ними в образе красивого барана. Артаван пускается за ним в погоню, но безуспешно: узнав по дороге, что баран догнал Арташира, советники говорят ему, что дальнейшая погоня бесполезно и предначертанное свыше сбудется. Победив Артавана, Арташир казнит его и всех мужчин дома Ашканидов (то есть Аршакидов), кроме двух сыновей Артавана, которым удается бежать в Индию, и женится на его дочери. Затем он ведет войну с курдами, сначала неудачную, но в конце концов победоносную. Далее следует сказочный рассказ о победе Арташира над чудовищным Червем, жившим у некоего дехканина Хафтобада, который благодаря этому стал непобедим. Все военные предприятия Арташира против него оборачиваются крахом, и даже его жизнь оказывалась под непосредственною угрозой. Одолеть же монстра оказалась возможным хитростью, после чего Арташир возвращается в свою первую столицу Арташир-Хваррах («всевышний дар, благодать Арташира», н. Фирузабад).. Но вскоре жизнь Арташира подвергается новой угрозе. Спасшиеся сыновья Артавана составляют заговор, дабы отомстить ему и вынуждают свою сестру подать ему кубок с отравленным питьем. Однако кубок выпадает из ее руки и разбивается, и сама она признается во всем. В гневе Арташир отдает приказ казнить ее вместе с братьями, несмотря на то, что она уже понесла от него. Однако мудрый мобедан-мобед (глава зороастрийского духовенства) скрывает царицу и ее сына, которому дали имя Шапур, до тех пор, пока последнему не исполнилось 7 лет. Однажды случай на охоте внушает Арташиру горькие мысли о собственном одиноком безчадии, по возвращении во дворец он созывает все высшие чины государства, и тут мобедан-мобед добивается от него полного прощения царицы и признания Шапура сыном и наследником шаханшаха. Далее история как бы отражается в зеркале: Шапур влюбляется в дочь Михрака, царя, заклятого врага Арташира, и ему приходится скрывать эту связь, как и рожденного от нее сына Ормазда. Однако мальчик обращает на себя внимание деда смелым поведением во время игры в човган (поло) и, узнав истину, Арташир признает внука. Эта версия повторяется у Фирдоуси, с некоторыми вариациями. Так, родословная Сасана возводится в «Шах-Намэ» к Арташиру, прозванному Бахманом («Благомысленным»), сыну героя царевича Исфандияра и внуку Кей Гуштаспа (Кави Виштаспы «Авесты», первого согласно зороастрийской историографии, принявшего учение Заратуштры). Современными учеными этот Арташир Бахман отождествляется с Артаксерксом I Ахеменидом.

Зенд-и Вохуман Яшт

Упоминается он и в пехлевийском апокалиптическом сочинении «Зенд-и Вохуман Яшт» (Толкование на Яшт Благому Помыслу"), где Ормазд показывает своему Пророку древо с ветвями из разных металлов, каждая из которых обозначает правление разных царей: «А бывшее из серебра есть царствование Кей Арташира, именуемого Вохуманом (поздн. Бахманом — К. П.), сыном Спендадата, того, кто отделяет демонов от людей, рассеивает их и распространяет устав благочестия в целом мiре. А бывшее из бронзы есть царствование Арташира, исправителя и восстановителя мiра, и царя Шапура, когда он устроит мiр, созданный Мною, Ормаздом; он сделает благоденствие преобладающим в пределах мiра, и явным будет откровение доброты…» (гл. 2 17-18): примечательно, что царствование Аршакидской («Ашканидской») династии здесь поставлено после царствования первых Сасанидов. Еще в одном зороастрийском сочинении «Джамасп Намак» («Книга Джамаспа») Арташир именуется «Бахман Бабеган» (поздн. пазенд от «Папакан»). Согласно зороастрийскому своду «Денкард», по повелению Арташира верховный первосвященник Тусар (или Тансар) собрал сохранившиеся списки книг Авесты и изучив их, установил канон маздаясны, религии по учению Заратуштры. Известно послание Тусара к царю Табаристана, с увещанием признать Арташира законным государем Ирана. Однако имени Тусара нет в ŠKZ, вообще не упоминающей жреческих титулов при дворе Арташира.

Версия Агафия

Эту же версию в несколько окарикатуренном виде излагает византийский историк Агафий, ссылаясь на анонимные мнения у персов (II, 27): Пабек, сапожник, искушенный в астрологии, предугадал, что некий воин Сасан, гостивший у него в доме, станет родоначальником славнейшего и счастливейшего рода, и свел его со своей женой. От этого родился сын Артаксар, и, когда он захватил царскую власть, между Сасаном и Пабеком вспыхнул жестокий спор, кому считаться его отцом; в конце концов оба согласились считать Артаксара сыном Пабека, но рожденным от семени Сасана.

Иначе представлено возвышение Сасанидов у мусульманских авторов (Ибн ал-Асир, Табари, Бал’ами), а тж. у антиохийского патриарха Евтихия (ум. в 929). В Парсе правила династия Базрангидов, к которой принадлежала жена Папака. Сам же Папак, сын Сасана, был владетелем небольшой области близ столицы Парса Истахра и главным жрецом родового храма Ардвисуры Анахиты. Арташир был вторым сыном Папака и воспитывался властителем города Дарабгирд, который сделал его своим наследником. Вслед за тем Папак совершает переворот в Парсе и ставит царем Шапура, однако, спустя некоторое время отдает царскую власть Арташиру. Воцарившись в Парсе, Арташир распространил свою власть на некоторые окрестные области и, разбив последнего парфянского шаханшаха Артавана, сам провозглашает себя «царем царей».

Надписи на монетах

Серебряная монета Ардашира

Эта версия полностью подтверждается надписями на монетах, а также всем корпусом раннесасанидских торжественных надписей, прежде всего Шапура I, сына Арташира, на т. н. «Каабе Зороастра» (ŠKZ). Монетные серии Базрангидов известны еще со времен Селевкидов до начала III в. по Р. Х.; их первоначальным титулом был frataraka, ок. II в. до Р. Х. он заменяется на царский (bgy X. MLK’ «божественный Х. царь» на аверсе, и BRH bgy Y MLK’ «сын божественного Y., царя» на реверсе"). Монеты Папака нам неизвестны; на ŠKZ он имеет царский титул, а Сасан — титул «владетель» (MR‘HY, парф. hwtwy). Известно несколько монет его сына Шапура, несущих на аверсе изображение самого Шапура в то же головном уборе (кулахе) царей Парса, что и Базрангиды; на реверсе же — Папака в кулахе особой формы. В ŠKZ упоминается также мать Папака Денак, (но при этом не сказано, была ли она женою Сасана), его жена Рутак и иные сыновья, а также дочь Денак, впоследствии, по зороастрийскому обычаю, жена Арташира. Год перемены династии в Истахре вычисляется по надписи на вотивной колонне рядом со статуей Шапура, сына Арташира, в Бишапуре. Согласно хронологии С. Тагизаде, дата смерти Папака — 223.
Утвердившись в Истахре, Арташир некоторое время вел войну с династами Парса, а затем расширил сферу своих походов до Кермана и Сеистана Что касается низложения парфянской династии, то согласно сирийским источникам и монетным находкам, законным наследником предыдущего царя Валарша (Вологеза) IV (ум. в 208 .) был Валарш V, а через 5 лет Артаван объявил себя шаханшахом Ирана, но реально правил только в Мидии и Сев. Иране. В 215—218 Валарш V безрезультатную войну с Римом; серебряные тетрадрахмы с его именем выпускались в Селевкии до 223. Решающее сражение между Арташиром и Артаваном произошло, по Тагизаде, 28.04.227 при Хормиздагане. В том же году Арташир коронуется царем царей Ирана. Однако, в то же время сын Артавана Артавазд чеканил монеты до 539 г. селевкидской эры (229/230). Основною опорой Арташира были подчинившиеся ему вассальные царства Месопотамии, а тж. Керман и Мекран. В 231—232 римский император Александр Север идет на Иран; поход не принес реальных результатов, и в 234—235 следует новая кампания. Начало ее было удачно для римлян, но затем Арташир доходит до Антиохии; в письме, посланном им с посольством в Рим он выдвигает претензии на территории «до Ионии и Карии», ссылаясь на то, что те принадлежали персам «со времен их предков».
Моисей Хоренский сообщает также о восстании против Арташира знатного парфянского рода Каренов. Они обращаются за помощью к армянскому царю Хосрову, но усилия последнего не поддерживают знатные роды в Иране, в том числе и род Суренов, к которому принадлежали и сам Хосров, и свергнутый Артаван, и позднее, св. Григорий Просветитель, креститель Армении. Затем Арташир истребляет весь род Каренов, кроме одного мальчика, Перозмата, увезенного в Кушанское царство. Вообще, деяния Арташира на востоке Ирана известны меньше, чем на западе.
Согласно Табари, Арташир покорил Мерв, Балх, Хорезм, и к нему в Парс признать его сюзеренитет послы «царя кушан, царя Турана и Маркурана». Однако это не подтверждается данными ŠKZ, в которой при дворе Арташира упомянуты царь Апренка, царь Мерва, царь Кермана и царь саков. Судя по всему, они не принадлежали к роду Сасана и были местными династами.
Согласно ŠKZ, Арташир построил три города: Арташир-хнум, Вех-Арташир и уже упомянутый Арташир-Хваррах. У последнего города он, следуя древней традиции шаханшахов Ирана, высек один из своих инвеститурных рельефов и рельеф триумфа над Артаваном.. Всего же рельефов Арташира пять: два других с сценами его «божественной инвеституры» были выбиты в Накш-и-Рустаме, рядом с рельефами Ахеменидов, и еще один в Дарабгирде, повествующий о триумфе над римлянами. За год до смерти Арташир сделал своим соправителем своего сына Шапура.

Государство Сасанидов (226-651 гг н.э.) - страна, образованная на территории современных Ирана и Ирака . Оно пришло на смену Парфянскому царству , после падения царствующей, этнически чуждой народу, династии Аршахидов . Обьективной причиной свержения Аршахидов можно считать нерегулируемое упрочение феодальной власти, которое и привело к ослаблению державы и военным поражениям правящей династии.

А хронологически все происходило так.

Провинция Парса - надежный оплот древнеиранской культуры, именно на ее территории в одном из княжеств Стахре (Истахре ), правил род Безренджи , а жрецом в городском храме Анахитры служил некто Сасан - человек знатной фамилии, женатый на княжне из правящего рода. После того как отец отошел от дел верховным жрецом стал его сын Папак , который в пору возвышения стал князем одной из провинций недалеко от Стахры . Используя свое положение, он сделал все, что бы продвинуть своего сына Ардашира , который и стал основателем династии Сасанидов . Разбив в 224 году парфянского царя Артабана IV, он короновался на царство в Иране в 227 году и принял родовое имя Ардашир I .

Ардаширу I удалось восстановить древние границы Персии , частично утерянные после войны с Александром Македонским , а затем во времена правления селевкидов и парфян. Но реальное упрочение, а затем и расширение державы произошло при его сыне Шапуре I , когда границы государства были отодвинуты к западным районам Китая , а территории стали включать Закавказье и Пенджаб .

За короткий срок императору удалось создать сильную державу, способную противостоять Риму и Византии , постоянно претендовавшим на иранские территории, ему даже удалось пленить Римского императора Валериана , после чего агрессоры наконец-то поняли, что Персия вновь возродилась и мир имет дело с могущественным и смелым противником.

В годы царствования династии Сасанидов в Иране получили развития города, укрепилась централизованная власть. Тогда же появилась четырехступенчатая система административного ранжирования, деление общества на четыре состловия, утвердилась официальная религия государства - зороастризм.
Тогда же в эпоху правления династии в государстве появилось и христианство, против которого, очень жестко выступило жречество, представляющее официальную религию. Появились опозиционные религиозные течения манихейство и маздакизм.

Самым известным и почитаемым шахом среди Сасанидов в аналах истории останется Хосров I Ануширван (перс. «бессмертная душа »), правивший с 531 по 579 годы н.э. Этот правитель был великим реформатором, уделял огромное внимание наукам и философии, положил начало образованию. На этом поприще Хосров I добился таких успехов, что многие неиранские ученые сравнивали его с платоновским «царем-философом ». Многочисленные литературные памятники того времени были написаны на языке пехлеви и в большинстве своем не дошли до наших дней, уничтоженные арабами.

Непрерывные войны с Византией и Римом сделали свое дело, экономика державы была подорвана небывалыми податями, которые собирались, что бы содержать огромную армию. А тут пришла еще одна беда, стал поднимать голову Арабский халифат , начались захватнические войны.

Последним шахиншахом из рода Сасанидов стал Йездигерд III , правивший с 632 по 651 годы н.э. и потерпевший первые поражения в войне с арабами в 641 году. С этого момента государство Сасанидов стало клониться к закату и полностью сошло на нет, со смертью своего правителя в 651 году н.э. в Хорасан е .

Иездигерд II 439-457

Хормизд III 457-459

Пороз 457-484

Балаш 484-488

Кавад I 488-531

Джамасп 496-499

Кавад I (вторично) 499-531

Хосров I (Аноширван) 531-579

Варахран VI 590-591

Вистам I 591-595

Кавад II Широс 628

Ардашир III 628-629

Шахрвараз 629

Боран 630-632

Хосров III 632-633

Иездигерд III 633-651

Персидское царство было завоёвано арабами. Иездигерд III бежал в Среднюю Азию, но где-то в районе Мерва погиб.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 586-587.

Сасанидов государство - персидское государство на Среднем и Ближнем Востоке, образовавшееся на месте Парфянского царства. Сасанид Ардашир I разбил в -224. г. парфянского царя Артабана IV и короновался на власть в Иране (227). Преемники Ардашира I (Шапур I, Шапур II) объединили раздробленные иранские земли и обширные территории к западу и востоку от них. Период правления Сасанидов совпадает с наивысшим расцветом персидского искусства. За короткий срок Сасанидам удалось создать. сильную державу, способную противостоять Риму. Однако уже в IV в. во владениях Сасанидов начались междоусобные войны, последовали неудачи в борьбе с Римом И отпал ряд восточных областей. В V в. Сасаниды успешно отбивали нападения объединенных восточных См. генеалогическую таблицу "Сасаниды ".

Раннесасанидское государство

Весной 227 г. н.э. поблизости от Стахра, столицы Парса (Персиды),короновался на власть в Иране царь Парса Арташир, сын царя Папака, происходившего из рода Сасана. Коронации предшествовала победа над парфянским царем Артабаном 5. И то и другое событие были запечатлены для потомства на скальных рельефах. Были отчеканены монеты с новым титулом Арташира - "Поклоняющийся(Ахура-)Мазде, бог, царь царей Ирана, происходящий от богов". Так окончательно пришла к власти в Иране новая династия - Сасаниды, объединившая страну на четыре столетия.

Еще в 208 г. государство парфян раскололось на две части: одни области признали царем Валарша V, другие - его брата Артабана V. Несколько позже в борьбу за Парфию включился римский император Каракалла. Процесс распада парфянской державы на ряд независимых и полузависимых царств был проявлением глубокого кризиса обществ Средиземноморья. Его же проявлением был и захват власти в Стахре Папаком - мелким правителем и жрецом одного из районов Парса. После смерти Папака его сын Арташир предпринял ряд победоносных походов в соседние области. Завоевав их, он двинул войска в Месопотамию, где получил поддержку правителей ряда мелких полузависимых государств. Объединенные силы союзников осадили Селевкию, которая пала в 223 г. Все эти успехи превратили нового повелителя Парса в грозного противника парфянского царя царей, но в решительном сражении разбить армию Артабана удалось лишь с помощью месопотамских союзников и владетелей некоторых "царств"(шахров), расположенных на территории Ирана, а также представителей части знатнейших парфянских родов.

Парфянскую династию ослабляли внутренние расприи и неудачи во внешней политике, а Сасаниды были связаны с одним из древних религиозных центров Ирана. Между тем тяжелое экономическое положение страны, ее распад на ряд владений, ослабивший внутриэкономические связи, и почти полное прекращение международной торговли требовали сильной государственной власти, которая могла бы наладить хозяйственную жизнь в стране и интересах и знати, чьи доходы падали, и торговых городов. Для создания сильной власти нужно было держать в руках экономическое "сердце Ирана" - Месапатамию.

В 3 в. судьба сасанидского государства решалась на его западных границах. Через три года после коронации новый царь царей (шаханишах), Арташир 1, повел персидскую армию в Сирию и Малую Азию.

Угроза персидского вторжения была настолько серьезной, что в 232 г. римскую армию в Северной Месопотамии вынужден был возглавить император Александр Север. Римлянам не удалось достичь иранской столицы, но в то же время они добились некоторых успехов в Армении. Стычки на границе не прекращались до 237 г. Сын шаханшаха и его наследник Шапур, командовавший персидской армией, овладел Хатрой в Месопотамии, но не добился решающей победы. В 242 г. император Гордиан 3 снова начал военные действия. В течении двадцати лет провинции Месопотамии испытывали ужас чужеземных вторжений. Ни один год с 242 по 260 г. практически не был спокойным.

Судя по торжественной надписи Шапура 1 (243-273) на так называемой Каабе Зороастра в местности Накш-и Рустам, три войны с Римом принесли успех Ирану. Первая война кончилась смертью императора Гордиана, пленением знатных римлян и большого количества римских солдат и выплатой значительной дани - 500 тыс. денариев. Между 244-251 гг. персидскими войсками быа завоевана часть Армении, а также Адиабена (район древней Ассирии). Вторая война была снова развязана римлянами. Военные действия развернулись на территории Сирии. Армия Шапура 1 сокрушила многочисленные римские легионы и овладела штурмом важнейшими городами в Сирии и на востоке Малой Азии. Заключенный мир был непрочен: военные действия фактически не прекращались. Временный успех императора Валерана в 257 г. опять сменился поражениями; на западных границах римлян теснили варвары, а в восточных провинциях в течение 15 лет (251 г.) свирепствовала чума. В этот тяжелый для Рима момент "судьба Востока вновь затрубила в страшную трубу, возвещая о страшных опасностях", - говорит римский историк Аммиан Марцеллин. Шапур напал на Карры (Харран) и Эдуссу в Северной Месопотамии. Римляне наконец поняли, что имеют дело с великой державой. Речь шла не только о месопотамской границе. Под угрозой была власть Рима во всех восточных провинциях. Решительное сражение у Эдессы было проиграно римлянами. В плен попал сам Валериан, сенаторы и другие вельможи. Шапур в своей надписи сообщает, что иранская армия взяла 36 городов и крепостей. Такого поражения Римская империя еще не знала.

Успехи Шапура 1 на западе показали силу и сплоченность молодого государства или, может быть, скорее слабость Рима: Шапуру 1 в год смерти пришлось еще пережить позор поражения. Во 2-3 вв. основной торговый путь между Западом и Востоком стал проходить напрямик из Месопотамии к Средиземному морю через Сирийскую степь, чтобы миновать трудные перевалы в Закавказье и Армении, где бушевали почти непрерывные войны. Нейтральный оазис Пальмира (Тадмор) среди пустыни стал важным перевалочным пунктом для международной торговли, здесь выросло государство, при царице Зенобии заявившее претензии на великодержавное положение на Ближнем Востоке; однако оно было уничтожено римским императором Аврелианом. Персидский корпус, посланный на помощь Зенобии, был разгромлен. Но и этот успех Рима не нарушил устойчивости западных границ Ирана.

В результате этих войн к Ирану были присоединены значительные территории, и к 60-ти годам 3 в. его пределы простирались от Нижней Месопотамии и Сирии до Инда, от Большого Кавказа до Оманского полуострова в Аравии. Шапур 1 претендовал на "владение" такими землями, как Согд, Чач (район Ташкента) и Кушанское царство. Первый тур в единоборстве двух основных держав Ближнего Востока и Средиземноморья - Римской империи и Сасанидского Ирана - выиграл Иран. В завоеванных иранцами областях утверждался зороастризм. В дальнейшем взаимоотношения Ирана с Римом не раз приобретали трагическую остроту.

Начиная с середины 4 в. основной границей, которую приходилось удерживать Ирану, стала восточная. Здесь, как и ранее на западе, Сасаниды начали с крупных военных успехов. В царствование Арташира 1 здесь происходило постепенное укрепление власти Ирана с опорой на союз с местными династиями, но и позже продолжали существовать полусамостоятельные царства, которыми правили владыки стары, досасанидских династий. Вероятно, впервые между 245 и 248 гг. шаханшах Шапур 1 предпринял большой завоевательный поход в пределы восточных земель. В результате на востоке Иранского нагорья был основан новый "царский" город Нишапур; на монетном дворе древнего города Мерва чеканились золотые "денары" Шапура 1, а его сын Нарсе получил в удел все только что завоеванные восточные провинции. Этот удел назывался "Сакастан, Турестан и Инд до побережья моря" и сохранялся, судя по надписям, по крайней мере до 20-х годов 4 в.

После походов на восток Шапур 1 и до середины 4в. сасанидские цари вряд ли вели какие-нибудь серьезные войны на востоке своей державы: все их силы в то время были исчерпаны тяжелой борьбой на западных границах. Первое достоверное сообщение о восточной войне Шапура 2 датируется началом 357 г. Шапур в это время с трудом сдерживал натиск "враждебных племен", пытавшихся перейти границу Ирана. Он нес большие потери в упорной борьбе и в конце концов в 358 г. заключил с ними "союзный договор". Затем он втянулся в войны на западе и получил возможность для активных военных действий на востоке лишь в самом конце 60-х годов 4 в., когда, вероятно, и предпринял большой поход, окончательно сокрушив Кушанское царство. Территоря Кушанского царства была включена в новый важнейший удел, называвшийся "царством Кушан" (Кушаншахр). Им владели сасанидские царевичи, имевшие право выпуска собственной серебряной и золотой монеты. Во всех этих событиях принимали участие кочевники-хиониты, в то время выступавшие как союзники Сасанидов.

В начале 5 в. бывшие кушанские земли завоевывает Кидара - основатель царства кидаритов. Союз с кочевниками помог ему вытеснить сасанидские войска из Бактрии. Тогда же на этих и соседних территориях возникло княжество, возглавляемое предствителями кочевого племени эфталитов. Сасаниды удерживали лишь Мерв, Герат и некоторые другие города. Война с кидаритами произошла около 442 г. К 449-450 гг. относится победа над ними шаханшаха Ездигерда 2 и захват Южной Бактрии. Однако в 457-459 гг. в междоусобной войне между Сасанидами Хормиздом и Перозом последний уступил эфталитом в обмен на их помощь Восточный Тохаристан (Бактрию) вместе с культурным и религиозным центром этих земель - городом Балхом. С 70-х годов V в. Пероз вел упорные войны на востоке против кидаритов и эфталитов, постоянно терпя неудачи. В последнем походе (484 г.) сасанидская армия была наголову разбита эфталитами. Пероз погиб в бою. Победители захватили гарем царя, обоз с казной и множество пленных. Иран был обложен тяжелой данью, которую Сасаниды платили эфталитам вплоть до 60-х годов 6 в. Однако в отличие от Римской империи Иранская держава не рухнула под давлением варварских племен.

Общественное и государственное устройство Cасанидского Ирана

Для раннесасанидского периода характерно сохранение трех основных зон позднепарфянской эпохи: зоны самоуправляющихся городов (преимущественно на западе), зоны полузависимых царств и владений (шахров) - по всему Ирану - и зоны царского домена (дастакерта). Однако эта структура постепенно нарушается.

Картина гибели самоуправляющихся городов, вероятно, наиболее наглядна. Они начали терять свои органы управления еще при парфянах, а распад Парфии привел к ослаблению экономичских связей и торговли. После объединения Ирана под властью новой династии в областях, которые в середине 3 в. становятся доменом царя царей, старые города заново "основываются", получая имена шаханшахов и, вероятно, теряя самоупрвление. Создатель монархии Арташир 1 "основал" лишь три города на западе Ирана, тогда как его сын Шапур 1, расширив границы дастакерта, "основал" уже 16 городов как на западе, так и на востоке страны. Отныне ими стали управлять шахрабы - государственные чиновники, осуществлявшие в городах и округе как гражданскуюи военную власть. Сельская округа, приписанная к этим городам, перешла в ведение центральной администрации.

Таким образом, вместо самоуправляющихся городов селевкидской и парфянской эпох, которые помимо центрального правительства осуществляли контроль над значительными терриориями, в сасанидскую эпоху возникают города - ставки центрального управления. Вместо "союза" царя и городов теперь характерны расширяющийся царский дастакерт и гибнущие "вольные" города. В 3-4 вв. институт шахрабов становится важнейшим в системе сасанидской администрации. Однако и этот институт, развитие которого тесно связано прежде всего с расширением царского домена, теряет свое значение, видимо, уже в конце 4 в.

К моменту захвата власти Сасанидами в Иране было велико число "союзных" полузависимых царств и областей. Некоторые из них были просто крупными имениями, охватывашими ряд сельских общин, но хозяева имений действовали в них как маленькие государи. Уже в системе парфянского государства они быи столь независимы, что от политической ориентации того или иного царька иногда зависела судьба царства. Тенденция отдельных правителей к сепаратизму проявлялась в любой сложной политической ситуации. В сущности, и переход власти в Иране от парфянской династии к сасанидской, первоначально захватившей власть в Парсе, был проявлением именно такой тенденции, бывшей чертой процесса феодализации общества.

Сасанидский период характерен постепенно растущей централизацией, однако и раннесасанидское государство первоначально представляло собой лишь федерацию отдельных царств и более мелких владений, находившихся в разной степени зависимости от центральной власти, по-разному связанных с ней экономически. В раннесасанидских надписях все еще упоминаются прежние местные полузависимые "цари" в различных областях Закавказья, Ирана, Месопотамии. Однако уже при Шапуре 1 была уничтожена самостоятельность ряда шахров. Часть ранее автономных царств стала управляться сыновьями царя царей Ирана. Лишь царство Элимаида в Западном Иране просуществовало до середины 4 в., и цари Элимаиды, так жа как и вдадетели завоеванных Сасанидами кушанских земель, сохранили право выпуска собственной монеты.

Управление важных областей сасанидскими царевичами, как и сходный по функции и возникший в результате той же ситуации институт шахрабов, прекращает свое существование к концу 5 в. На быстрый процесс феодализации указывает растущий сепаратизм владетелей отдельных шахров и более мелких областей.

Согласно позднейшим зороастрийским дидактическим сочинениям, все население Ирана делилось на четыре сословия: жрецов, воинов, писцов и земледельцев. Это деление, восходящее к религиозным представлениям "Авесты", естественно, н отражало реальной классовой стратификации сасанидской эпохи, но освящалось религией и традицией. Многие вельможи и землевладельцы принадлежали к воинам, государственные чиновники и придворные формально входили в сословие писцов, зороастрийские жрецы составляли особое сословие, а врачи, асторлоги, купцы, ремесленники - в податное сословие земледельцев, так же как и рядовые крестьяне. Зороастризм в его новой, догматической форме стал при Сасанидах государственной религией; жрецы (маги) были наставниками царя царей и цариц, сосредоточили в своих руках судопроизводство и образование.

Представители рода Сасанидов - васпухры, высший ранг знати - вазурги, а также мелкие землевладельцы - азаты (букв."свободные") составляли высший разряд иранского общества эпохи Сасанидов. Владетельные принцы, шахрабы и другие вельмои, составлявшие высшую знать, образовывали совет царя царей с правом голоса по местнической системе. Каждый вельможа имел определенное место в зале совета в зависимости от его знатности. При дворе армянских Аршакидов, обычаи которого были сходны с сасанидскими, знать, имевшая право заседать в царском совете, получала отличительные знаки своего ранга (трон, подушку и почетную головную повязку -диадему). Младшие цари, кроме того, восседали на драгоценных тронах, которые им даровал шаханшах за особые отличия. При дворе существовал сложнейший церемониал с целой иерархией придворных должностей.

Создание Сасанидской державы было попыткой создать централизованную империю, которая (подобно Танской в Китае) была бы основана на раннефеодальных общественных отношениях.

В середине 3 в. в Иране происходит значительное перераспределение земельного фонда. Растет царский дстакерт, постепенно охвативший значительную часть территории государства. Расширение царских земель шло за счет сокращения уделов крупной знати и земель, приписанных ранее к самоуправляющимся городам. Однако в то же время источники отмечают крупные и все увеличивающиеся пожалования земель из этого фонда как знати, так и храмам. В особенности растет землевладение зороастрийских храмов. Шаханшахи жалуют храмам не только земли, но и стада, сады, виноградники, рабов и т.д. Из царских пожалований, а также из дарений знати на благотворительные цели и отправление определенных литургий складывались весьма крупные владения. Основной доход с этого имущества шел храмам, а на долю жертвователя осавался очень небольшой процент. В одной из своих надписей Шапур 1 объявил, что он жертвует храмам и этот процент, которые составлял ежегодно тысячу ягнят, более двух тонн зерна и громадное количество вина.

Большие массивы земель все еще находились во владении свободных сельских общин. С течением времени этот земельный фонд также сокращался. Земли общин передавались в условное частное владение знати, иногда - крупному чиновничеству с правом сбора налогов и собственной юрисдикцией. Постепенно такие земли становились фактической собственностью владельцев. Изменение характера собственности на землю и типичное для феодального общества совмещение права собственника с политическими и судебными правами хорошо прослеживается в позднесасанидскую эпоху.

В некоторых крупных частновладельческих хозяйствах, в особенности в западных районах Ирана, использовались рабы, хотя нет достоверных свидетельств о том, что рабский труд являлся основой их экономики. Напротив, уже к 3 в. восходят данные источников о частичном освобождении рабов, наделении их землей для ведения собственного хозяйства. "Рабское служение" в таких случаях занимало от 1/3 до 1/10 времени раба и часто конкретно выражалось в предоставлении ему определенной дли дохода с участка, который он возделывал, что постепенно приближало его в социальном смысле к закрепощенному общиннику. Чаще всего рабы использовались в ремесле и домашнем хозяйстве. В раннесасанидский период известна и практика поселения военнопленных на царских землях; та же практика существовала в крупных хозяйствах, причем иногда "рабами" храма становились (по разным причинам) даже крупные вельможы. Их "рабская служба" заключалась в том, что они возводили на свои средства различные постройки.

О налогообложении податного населения в Иране данные для периода 3-4 вв. отрывочны и неполны. Податное население платило налоги в зависимости от урожая; земельного кадастра не существовало. Лучше известно о налогах, которые собирались с "иноверце" - иудеев и христиан, проживавших на территории всего Ирана. Юрисдикция зороастрийского жречества не распространялась на приверженцев других религий - иудеев, христиан и т.п., живших в пределах державы в довольно значительном числе, особенно в западных областях. Нередко иноверцы подвергались преследованиям со стороны сасанидского правительства. Они были всегда готовы к изгнаниям и переселениям и обзаводились скорее движимым, чем ндвижимым имуществом. Поэтому христиане, евреи, а позже и манихеи составляли в значительной части ремесленное и торговое население.

Международная торговля

Международная торговля сохраняла при Сасанидах огромное значение. Важнейшие пути, пересекавшие Иран, сложились в основном к началу 1 в. н.э. Ответвление "царской дороги" от Герата (ныне в Афганистане) шло на север, к Мерву, и далее в Самарканд, где этот путь, вероятно, сливался с Шелковым путем из Китая по оазисам Восточного Туркестана. Район Малой Азии и Сирии связывались с Шелковым путем сухопутной дорогой вдоль Евфрата, выводившей к гаваням Персидского залива, или древней караванной дорогой из Сирии через Иран. Вне контроля Парфии и сасанидского Ирана были морской путь в Индию (через Красное море и Персидский залив), вновь открытый к середине 1 в. н.э.

Главным международными товарами были предметы роскоши - китайский шелк-сырец, торговля которым осуществлялась при посредничестве согдийских торговых факторий, распространившихся по трассе Шелкового пути, а также индийские твары, попадавшие в Иран преимущественно сухопутным путем, - драгоценные камни, благовония, опиум, пряности. Особую торговую активность и в парфянский и в сасанидский периоды проявляли христиане-сирийцы (арамеи), торговые поселения которых существовали не только в городах Месопотамии, но и на востоке Ирана, в Средней Азии, а в более позднее время - вплоть до границ Китая.

Международная торговля Ирана была в основном караванной; плавания иранских купцов по Персидскому заливу были нерегулярны. Караваны из Месопотамии доставляли в восточные области Ирана сирийское стекло, шелковые ткани египетской и малоазийской работы, сирийские и египетские шерстяные ткани, изделия из металла, вино, масло. Далее эти товары переправлялись, главным образом караванами местных купцов, в Китай и Индию. Прежде чем заключался тот или иной торговый договор необходимо было установить характер товара - "надежный" или "ненадежный". "Ненадежными" считались прежде всего товары международной караванной торговли; они подвергались таким опасностям, как "море", "огонь", "враги" и "власть". Сильнее стихийных бедствий были, конечно, опасности, зависевшие от "власти": бесконечные пошлины, которые приходилось платить на любых границах и в любых городах, государственная монополия на продажу определенных товаров (прежде всего на шелк-сырец), военные действия в районе караванной торговли и т.д. В эпоху общеэкономического кризиса 3 в. на Ближнем Востоке караванная торговля почти прекратилась. Однако с образованием сасанидского государства она вскоре была снова налажена. Как и раньше, главным товаром был шелк; шелковыми тканями платили налоги, ими одаривали послов и монархов, покупали союзников, расплачивались с солдатами.

Как и в парфянский период, в сасанидскую эпоху известны крупные международные торговые рынки. Но международная торговля была тесно связана с политикой: медь и железо считались "стратегическим товаром", и византийские императоры запрещали продавать их персам.

Религия Ирана

В сасанидский период зороастризм становится государственной религией. Свидетельством этому является принятый Арташиром 1 после коронации новый, зороастрийский, царский титул - "Поклоняющийся (Ахура-)Мадзе..." - и основание им "царского" (коронационного) храма огня, ставшего общегосударственным святилищем. В то время Арташир сосредоточил в своих руках не только гражданскую и военную, но и религиозную власть. В списках его двора нет титула "верховный жрец", как нет его и в списках двора его наследника Шапура 1. Первоначально зороастризм сасанидских монархов отражался в их официальных памятниках лишь посредством титулатуры и символов. Зороастризм раннесасанидского времени был сходен с его формами в парфянское время. В нем бесспорно существенную роль играл культ не только Ахурамазды, но и Анахиты, в то время преимущественно богини войны и победы, и культ бога Митры. Несколько позже большое значение приобрел и культ самого Арташира 1, храм которого в гроте Накш-и Раджаб долго почитался.

Все это было фоном деятельнсти первого реформатора сасанидской религии - жреца Картира, карьера которого началась, вероятно, в последние годы царствования Арташира 1. Тогда он имел скромное звание хербед - нечто вроде учителя при храме, знакомящего будущих жрецов с зороастрийским ритуалом. Картир возвысился при Шапуре 1, который поручил ему организацию зороастрийских храмов и жреческих общин в Иране и в завоеванных областях. Заняв выдающееся положение в государстве, став духовником внука Шапура 1, Варахрана 2 (276-293), который занял престол Ирана при его активном содействии, затем "владыкой" храма Анахиты в Стахре, родовом святилище Сасадинов (и до и после него жрецами здесь были сами шаханшахи Ирана), затем единственным толкователем "воли богов", вершителем судеб всего государства, Картир, уже глубокий старик, вероятно, был убит при очередном государственном перевороте.

Его жизнь и деяния по созданию государственной религии и организации церкви и провозглашенная им "исповедь веры" изложены в надписях самого Картира, где он молит богов, чтобы они дали ему возможность объяснить "живущим", в чем состоит божественное воздаяние праведникам, чобы боги открыли ему "существо" ада и рая, чтобы с божественной помощью Картир показал, "каких божественных дел ради, что именно сделано мною по всей стране, чего ради и как это было сделано, чтобы для них (т.е. для "живущих") все эти дела стали бы твердо установленными". Далее Картир подробно рассказывает о том, что с помощью богов он (вернее, его "двойник"-душа) якобы совершил путешествие в потусторонний мир к престолу Ахурамазды в сопровождении персонификации зороастрийской веры - Наиблагороднейшей Девы. У некоего золотого трона происходит пир, и здесь же находятся весы (на них божество Рашну взвешивает добро и зло). Здесь же находятся души праведников, достигшие этого почета благодаря исполнению опредленных ритуалов и исповеданию определенных религиозных догматов. Отсюда, совершив ритуальную трапезу, эти души (в том числе и "двойник" Картира) проходят по мосту Чинват в рай.

Таким образом, Картир считал себя пророком, подобным Заратуштре. Вот как завершается текст его напписей: "... и тот, кто эту надпись увидит и прочтет, тот пусть по отношению к богам и владыкам станет благочестивым и справедливым. И также в этих именно молитвах и догматах, в делах религиозных и вере, которые теперь установлены мной для жителей этого земного мира, пусть он станет более твердым, а другие (молитвы, дла и веру) - пусть не исповедуют. И пусть он знает: есть рай и есть ад, и тот, кто избрал добро, пусть попадет в рай, а тот, кто избрал зло, пусть в ад будет низвергнут. И тот, кто избрал добро и неуклонно следует по пути добра, бренное тело того человека достигнет славы и процветания, а душа его достигнет праведности, чего и я, Картир, достиг ".

Картир был не только создателем первого канона государственой религии, но еще более политиком. В своих надписях он пишет об основных итогах своей деятельности по созданию государственной религии.

Картир проводил свою реформу в весьма напряженной обстановке - при дворе Шапура 1 во время его коронации был принят еще один пророк и создатель собственной религии - Мани, пропаганда учения которого была разрешена по всему Ирану. Это было вызвано прежде всего тем, что завоевания Сасанидов открыли для Ирана новые идейные горизонты: христианство, гностические учения, неоплатонизм, древневосточные космогонические идеи, различные толки зороастризма, иудаизм. Возможно, что именно политический расчет создать такую веру, которая могла бы всюду стать популярной, заставил Шапура принять Мани и разрешить пропаганду его учения. Принцип веры заключался прежде всего в том, что она должна быть понятной "в любой стране, на любом языке".

Так же как и в христианстве, иудаизме и зороастризме, в учеии Мани содержалась идея Страшного суда, идея прихода мессии; последователи Мани признавали Христа, Будду, Заратуштру. По учению Мани, основное в человеке - даже не душа, которая, как и весь мир, порождена злом, а "искра божьего света", и задача истинного праведника - способствовать ее освобождению. Этого можно достичь льшь крайней степенью аскетизма. Основной акцент учения Мани - крайний пессимизм, отрицание любых активных действий (кроме проповеди учения), замкнутость и обособленность (последователь учения, например, не должен делать добра никому, кто "против священного долга"). На востоке Ирана при жизни Мани действовали двенадцать проповедников его идей; в Мерве, тоже при жизни Мани, существовала большая манихейская община, многочисленные общины были в Месопотамии.

Стройная замкнутая структура общин последователей учения Мани, таинстенность мистических обрядов, изучение "гороскопа, судьбы и звезд", слава манихеев как превосходных врачей, знающих самые сильные заклинания, - все это привлекало к ним и тех, кому не было дела до "познания сущности бытия"

В хаосе различных вероучений, сект и школ эпохи падения эллинизма шли поиски единого "религиозного языка", напряженная борьба, ценою больших жертв подготовившая почву для успеха "великих религий". Но именно зороастризм как религия, традиционная для Ирана, мог скорее всего занять в переработанном виде место идеологического фундамента централизованного государства, и поэтому увлечение манихейством Шапура1 и части иранской знати было лишь эпизодом. Во вновь завоеванные области вместе с сасанидскими войсками шли и зороастрийские жрецы Картира.

Судьба "пророка" Мани была трагична. Он был казнен через несколько лет после смерти своего царсвенного покровителя; его учение было объявлено вреднейшей ересью, и, несмотря на отдельные благоприятные для манихее обстоятельства, члены этой секты вынуждены были действовать тайно.

В 484 г. сирийская церковь в Иране официально приняла несторианское веросповедание, в византийском православии считавшееся ересью, и порвала с византийской церковью. Кроме того, в Иране и особенно в Закавказье был распространен монофизитский толк христианства, который в Византии также считался еретическим. В конце 5 в. несториане и монофизиты были легализированы иранским правительством.

Громадная роль Картира при дворе первых сасанидских монархов привел к тому, что государство быстро шло к теократии. Молодой шаханшах Варахран 2 полностью находился под влиянием Картира и его парти, провозгласившей даже доктрину "идеального государя". Согласно той доктрине, государь должен быть религиозен, всегда доверять своем духовному наставнику, действовать согласно догматам веры. Но переворот Наре (293 г.) привел, в частности, к реставрации династийного культа - жрецм Анахиты снова стали сами повелители Ирана, и в Парсе на рельефе в Наш-и Рустаме Нарсе венчала на царствование это богиня. "Реставация" подвела итог и напряженной борьбе различных придворных групп и жречества, разгоревшейся вокруг концепции власти царя царей, - вновь возобладала идея единства "светской" и "духовной" власти шаханшха.

Новая реформа зороастризма, предпринятая главным жрецом страны (магупатом) Атурпатом Михраспанданом, являлась результатом этих событий и также сопоровождалась разного рода "чудесами". Ее существо в формулировке зороастрийских жрецов мало отличалось от реформы Картира: действуя по приказу Шапура 2, Атурпат "очистил от скверны и наново возродил древнюю веру", проведя новую кодификацию "Авесты"

Реформа Атурпата прежде всего коснулась магустана - зороастрийской церкви. При дворе шаханшахов появляются несколько магупатов различных областей Ирана, а сам Атурпат получает титул магупата магупатов (по аналогии с титулом "царь царей"). В силу ряда политических причин именно 4 в. сасанидские шаханшахи стали возводить свою генеалогю к древним царям ахеменидского времени "Дариям" и "Кейанидам"

В 4 в. по всему Ирану распространяется и новый тип зороастйских храмов - открытые со всех четырех сторон павильоны (так называемые "четыре арки"), совершенно непохожиет на традиционные храмы позднеахеменидской и раннесасанидской эпох.

Позднесасанидская держава

В 5 в. в Иране завершается установление раннефеодальных социально-экономических отношений и возрастает политическое могущество емельных магнатов. Следует лишь вкратце упомянуть об историческом эпизоде маздакиского движения и о последнем возвышении централизованой сасанидской монархии

После поражения шаханшаха Пероза в борьбе с эфталитами (484 г.) его сын Кавад остался у них заложником. Когда же преемник Пероза был ослеплен низложен знатью, заговорщики возвели на престол Кавада, прибывшего с эфталитскими отрядами. Умный и тонкий политик, Кавад ясно сознавал опасность оказаться марионеткой в руках сильных вельмож. Чтобы ослабить их, он, с одной стороны, организовал придворные интриги, а с другой - пожелал воспользоваться демагогическими лозунгами жреца одного из зороастрийских храмов, Маздака, который в то время начал проповедовать свое учение. В нем было сравнительно мало нового. Религия, к исповеданию которой призывал Маздак, была, разумеется, зороастризмом, но с добавлением некоторых идей из проповедей Мани и неортодоксальных школ зороастризма. В отличие от манихейства, однако, Маздак призвал к активным действиям верующих для окончательной победы "царства света" (порождением "царства света" признавалась, в частности, и "сильная и разумная" царская власть). Подлинное царство "силы и разума", п этому учению, должно быть построено на всеобщем равенстве уравнительном распрелении жизненных благ и должно наступить в ближайшее врея. По-видиму, самого Маздака прежде всего интересовали вопросы веры, участия зоострийских жрецов на шаханшаха, характера центральной власти. Но новое религиозное учение в условиях феодализации общества, крупных нудач во внешней политике, голода, неурожая стало идеологическим знаменем открытого восстания крестьян и городской бедноты

Сделав Маздака своим ближайшим советником и пожаловав ему титул верховного жреца, Кавад хотел воспользоваться его авторитетом и абстрактныи призывами к общему благу и равенству, чтобы нейтрализовать опозицию при дворе и среди духовенства. Для него это было временной политической акцией, направленной на ослабление позиции крупных вельмож,превратившихся к тому времени почти в независимых правителей в своих землях, и получение широкой опоры у азатов и служилой знти. Но вскоре движение уже нельзя было втиснуть в рамки контролируемого процесса. Лозунг об уравнении собственности у богатых и бедных, был лишь "революционной интерпретацией" в низах зороастрийских формул о духовном равенстве, н он пользовался большой популярностью, и сторонник Маздака получили на время безраздельую власть в стране. Размах движения потребовал консолидации сил знати. В 496 г. цаский совет сестил Кавада с престола и заточил его в тюрьму. На престол Иран был возведен брат Кавада. Однако, бежав из тюрьмы, Кавад опять получил помощь у государя эфталитов, на дочери которого он был женат, и в 499 г. при поддержке эфталитских отрядов снова занял престол Ирана. Но в новых обстоятельствах он не мог уже поддерживать маздакитов. Широкие реформы налогобложения, объявленные Кавадом (их провел в жизнь его сын Хосров 1), откололи от крайних маздакитов мелких землевладельцев. За прошедшее дстилетие мелкопоместная аристократия заняла ключевые позиции и в армии, и в администрации и могла стать сильной опорой центрального правительства. Кавад отходит от маздакитов. В 528 г. после диспута между зороастрийскими жрецами и Маздаком последний был признан "отступником от праведной веры", схвачен и казнен. Его последователей ждала жестокая кара.

С подавлением движения маздакитов процесс феодализации Ирана можно считать законченным. Закреплению нового социально-экономческого порядка, прежде всего в интересах мелкой феодальной знати, служила сильная централизованная царская власть, установившаяся при последних Сасанидах и направленная на подавление сепаратизма крупных феодалов. Как на всем Ближнем Востоке, в Иране средневековье наступило в резуьтате внутренних процессов.

Последние завоевания сасанидов. Южная Аравия

Дальнейшая история сасанидского Ирана выходит за рамки эпохи древности. Скажем о ней лишь вкратце. Годы правления последних Сасанидов казались временем небывалого процветания державы. Сын Кавада Хосров 1 провел решительные меры по упорядочению всей государственной, военной и налоговой системы и, казалось, вновь создал централизованнцю империю. Около 570 г. персы завоевали Йемен на Аравийском полуострове и обеспечили себе господство на морских путях в Красном море.

Завоевание Южной Аравии вовлекло в орбиту мировой истории еще одну, до той поры почти совершенно изолированную цивилизацию.

Классовое общество и государство самостоятельно возникли а юго-западе Аравии еще во второй половине 2 тысячелетия до н.э. Это была цивилизация южноаравийских семитских племен (отличных по языку от арабов), распространившаяся в 1 тысячелетии до н.э. и на территорию Африки(совр. Эфиопию). Два фактора определили своеобразие этой культуры: положение на перекрестке торговых путей, связывавших Средиземноморье с Восточной Африкой и Индией, и большая отдаленность от всех других государств. Здесь была создана высокая техника ирригации. Соседство скотоводческих арабских племен способствовало возникновению обмена на границе оседлой и кочевой зон. Особое значение в экономике Южной Аравии получили производившиеся здесь благовония, высоко ценившися во всех древних странах. Культура благовоний стала освой сказочных богатств, заслуживших Йемену прозвище "Счастливой Аавии".

В древней Южной Аравии существовало много государств. В конце 5 в. Южная Аравия включается в борьбу великих держав -Византии и Ирана - за господство на торговых путях из Индии и Китая; христианство и иудаизм становятся знаменами враждующих политических группировок, ориентирующися на Византию и Иран. Опорой Византии ставновится Аксум, в то время как Хымьяр ориентируется на Иран. Ожесточенные хымьяро-эфиопские войны 6 в. привели к распаду хымьярского государства и к завоеванию Йемена сасанидским Ираном.

Культура сасанидского Ирана

Выше уже говорилось о реформах зороастритизма, проведенных Картиром. Уже к позднесасанидской эпохе относится введение так называемого авестского алфавита, созданного специально для записи зороастрийских религиозных текстов. Тогда же был создан словарь авестских слов с их переводом на среднеперсидский.

Сасанидское искусство возникает как бы внезапно. В царствование пяти первых шаханшахов в различных районах Парса было создано тридцать громадных скальных рельефов. На них, а также на монетах, резных камнях-печатях и серебряных чашах за какое-то десятилетие сформировались новые для Ирана каноны "официального портрета" царей, вельмож и жрецов, каноны образов основных зороастийскх божеств - Ахурамазды, Митры и Анахиты. В сасанидском искусстве заметно влияние Кавказа, Средней и Центральной Азии, а его влияние, в свою очередь, ощущается на обширной территории от Атлантики до Китая. Некоторые из олицетворений различных зороастийских божеств, распространенных в искусстве Ахеменидов, были перенесены в сасанидское искусство. Среди них - крылатые быки, крылатые и рогатые львы, грифоны, львы, нападающие на быка, и др.

Не меньшим, чем вклад Ахеменидов, был вклад искусства парфян и восточноримских провинций. Рельефы парфянской эпохи отражают, в сущности, те же идеи, что и рельефы сасанидских шаханшахов: они также прокламировали законность династии и победы царей.

Влияние искусства восточноримских провинций наиболее ярко отразилось в Бишапуре, городе, построенном Шапуром 1 руками римских пленных. Мозаики, укршавшие пол парадного зала дворца, выполнены в сирийско-римском стиле, их сюжеты те же, что и на современных им мозаиках Антиохии. В сохранившихся частях, исполненных, видимо, сирийскими художниками, представлены портреты актеров и театральные маски, танцовщинцы, музыканты, цветы, фрукты. Вероятно, персы хотели изобразить один из самых значительных зорастрийских праздников - осенний праздник Михраган, и, быть может, потому их выбор склонился к сюжетам, связаннным на Западе с дионисийским культом. На части металлических изделий и сасанидских печатей также изображаются такие "западные" персонажи, как эроты, пегасы, сфинксы, которые включены в зороастирйскую религиозную иконографию.

Из разного рода источников известно около сотни названий рзличных религиозных, литературных и научных произведений сасанидской эпохи; несколько десятков сасанидских книг разных жанров было переведено на арабский, а затем и на новоперсидский языки в эпоху средневековья. Несомненно существование эпоса, наполненного квазиисторическими именами царей, героев и целых династий. Этот жанр литературы был неразрывно связан с религиозными сочинениями, но, по-видимому, не соприкасался с реальной историей, о чем свидетельствует хотя бы то, что генеалогия династии не простиралсть далее ближних предков Арташира 1.

Заключение

Период царствования в Иране шаханшахов сасанидской династии (3-7 вв.), хотя и представляется блестящей эпохой развития иранской государственности и культуры, тем не менее довольно монотонен, как только речь заходит о конкретных исторических событиях. В особености это относится к 3 - началу 4 в.

Самые интересные люди этой эпохи - Картир и Мани, пророки и государственные деятели, пытавшиеся в той или иной степени воздействовать на судьбы страны - каждый по своим силам. И хотя они открывают нам 3 в. с неожиданной стороны - как эпоху контрастов и противоречий, все же одни они еще не заполняют своими, пусть очень яркими, характерами, своей, пусть трагичной, судьбой всю живую историю это периода; в тени их громкой религиозной полемики и яростной политической борьбы оказались скрытыми многие второстепенные персонажи менее известные, изредка упоминаемые тем или иным современником событий. История этого периода, в особенности история 70-90-х годов 3 в. (после побед шаханшаха Шапура 1 над Римской империей, казни Мани, расцвета карьеры Картира), все еще не более чем перечень имен "царей и пророков".

Литература:

История древнего мира. [Кн.3] Упадок древних обществ. Луконин В.Г. "Сасанидская держава в 3-5 вв." Москва 1982

Иран в 3 веке. Новые материалы и опыт исторической реконструкции. Луконин В.Г. Москва 1979

Культура и экономика древнего Ирана. Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Москва 1980.

Далее читайте:

Сасаниды (генеалогическая таблица).

Род Сасанидов (краткий очерк с иллюстрациями).

Йездигерд I , [Язгард] шах Ирана в 399-421 гг.

Вараран - Варахран (Бахрам) V (421-438/9), шах Ирана, сын Йездигерда I.

Пероз (Фируз I), шах Ирана с 459 г. по 484 г.

В результате падения власти парфянской династии Аршакидов и прихода к власти персидской династии Сасанидов. Существовало с 224 по 651 год. Иногда в отношении государства Сасанидов применяется термин империя. Династия Сасанидов, отложившись от парфян, вновь создала персидскую державу, боровшуюся с Римом и Византией. Цари Сасанидов приняли титул шахиншаха - царя царей.

Полнее всего древнеиранская культура сохранилась в провинции Парса. При Аршакидах, когда Парсой управляли различные мелкие князья, произошло усиление ее феодальной раздробленности. В одном из княжеств, Стахре (Истахре), правил дом Безренджи. Жрецом в храме Анахиты в Стахре служил Сасан, представитель знатного рода, женатый на княжне из дома Безренджи. Ему наследовал сын Папак, использовавший свое положение для возвышения своего сына Ардашира, который и стал основателем династии Сасанидов. Это произошло между 224 и 226 н.э., после того как был разгромлен последний парфянский царь Артабан V. По-видимому, Ардаширу I удалось восстановить древние границы Ирана, но реальное расширение державы началось при его прямом наследнике Шапуре I, когда рубежи государства продвинулись до западных районов Китая и включали также Закавказье и Пенджаб. Шапур I боролся с римлянами, и ему даже удалось пленить римского императора Валериана. С тех пор Сасаниды вели постоянные войны с Римом, а потом и с Византией.

При Сасанидах в Иране получили развитие города и укрепилась центральная власть. Тогда же появилась официальная религия – зороастризм, утвердилась четырехступенчатая система административного деления, стратификация общества на четыре сословия. В эпоху Сасанидов в Иран проникло христианство, против которого, однако, выступило зороастрийское жречество, и появились такие оппозиционные религиозные движения, как манихейство и маздакизм.

Самым известным шахом династии Сасанидов был Хосров I Ануширван (букв. «с бессмертной душой»; годы правления 531–579), чья слава сохранялась на протяжении многих веков после падения государства Сасанидов. Хосров I был великим реформатором и проявлял большой интерес к науке и философии, причем в такой степени, что многие древние неиранские источники сравнивали его с платоновским «царем-философом».

Непрерывные войны с Византией посеяли семена последующего упадка Сасанидов. Первая крупная битва была проиграна арабам при Кадиссии в 637. С гибелью в Хорасане в 651 Йездегерда III, последнего из Сасанидов, закончился доисламский период истории Ирана.

Цари династии Сасанидов

Сасаниды

История Ближнего и Среднего Востока с середины I тыс. до н.э. до XVIII в. Овчинников А. В.

4. Государство Сасанидов

4. Государство Сасанидов

В 20-х годах III в., когда Парфянское государство было истощено борьбой с Римом и внутренними смутами, тогдашний правитель Парса Арташир (Артаксеркс в римских источниках), сын Папака и внук Сасана, в 227–229 гг. поднял восстание и лишил власти последнего парфянского владыку – Артабана V. Процесс формирования Сасанидского государства в его основных границах завершился уже в правление сына и наследника Арташира – Шапура I (241–272) , когда были присоединены Армения (Карта 17), основная часть Хорасана, ряд районов Месопотамии, центра Парфянского государства, которая стала и главной областью державы Сасанидов (Карта 15, Карта 16). Именно Шапур принял официальный титул «царя царей» (шаханшаха).

Приход к власти Сасанидов первоначально означал не более чем смену одной правящей иранской династии другой. В течение довольно долгого времени не происходило никаких серьезных изменений в структуре государства: по-прежнему сохраняли свое значение знатные иранские роды, которые были известны в парфянское время.

В Иране той поры существовали два основных сектора экономики: земледельческий и кочевой, включая и многочисленные переходные формы. Важнейшей сферой экономической, политической и культурной жизни сасанидского Ирана были города. Ими управляли представители центральной власти.

Все население делилось на две основные категории: полноправные члены общин («граждане») и неполноправные лица, не принадлежавшие к общине («не граждане»). Среди последних были и рабы. Община (наф ) была, по сути дела, агнатической группой. Рядовые представители нафов были азатами , т.е. занимали привилегированное положение в государстве, однако все «граждане» именовались «шаханшах баидак » («рабы шаханшаха»). Важной спецификой общественной структуры Ирана той поры были так называемые сословия (пешак ). Как показывает этимология этого термина («профессия»), речь идет об общественных структурах, возникших и развившихся из общественного разделения труда. Выделяется общинная верхушка, которую называли дехкане («общинники», «жители деревни»).

Иран на рубеже V–VI вв. переживал острейший социальный кризис, закончившийся мощным социальным движением, которое по имени его главы (Маздака ) принято называть маздакитским . Маздак выдвинул лозунг имущественного и социального равенства, возвращения на практике к древним общинным порядкам. Шаханшах Хосров I подавил восстание и провёл ряд реформ. Было уничтожено военное сословие, оплот родовой знати. Главой военного ведомства стал сам шаханшах, и ему была подчинена вся военная машина государства. Для службы в армии стали усиленно привлекать представителей дехкан. Государство было разделено на четыре большие части (куст ): западную, восточную, северную и южную. Кусты делились на марзпанства (в пограничных районах) и на останы , которые, в свою очередь, состояли из тасуджей . Налоговая реформа Хосрова I обеспечила постоянные ставки земельных податей в деньгах (хараг ) независимо от урожая, но в зависимости от обрабатываемой площади и возделываемых культур. Кроме того, была установлена регулярная подушная подать (гезит ) для всего податного населения (рам ). Размер ее зависел от имущественного состояния. Возросла роль дабиров – чиновничества, которое порой стало рассматриваться как особое сословие.

Сасаниды унаследовали основные аспекты внешней политики от парфян, и главным здесь была борьба с Римом (затем Византией, Карта 18) за сирийские области и Закавказье и с Кушанами – за области Восточного Ирана и Средней Азии.

Государственной религией сасанидского Ирана был зороастризм, что также показывает преемственность между Сасанидским и Парфянским государствами. Именно при Сасанидах была кодифицирована «Авеста» – сложный комплекс зороастрийских текстов разного времени. Следствием взаимодействия зороастризма и христианства (с некоторым влиянием других религий) явилось манихейство , связанное с деятельностью Мани (III в.), по преданию – представителя династии Аршакидов. Последователи Мани распространились по всему Ирану, а оттуда – в Среднюю и Центральную Азию. Манихейство оказало влияние на упоминавшегося выше Маздака и его последователей.

При Сасанидах возникла художественная литература как таковая. Она питалась богатейшим иранским эпосом, который включался в исторические труды и мог предоставить сюжеты для самостоятельных произведений. На иранской почве перерабатывались произведения, пришедшие из Индии и других стран. Например, книга «Хазар афсане» («Тысяча сказок») , переложенная с одного из индийских языков на среднеперсидский. Позже ее арабский перевод стал основой знаменитой «Тысячи и одной ночи». Возникла и научная литература (медицинская, географическая и т.д.).

В VII в. н.э. династия Сасанидов была свергнута войсками арабского халифата, и территория Ирана вошла в состав этого государства4.

Из книги …Para bellum! автора Мухин Юрий Игнатьевич

Государство – это я «В газете «Дуэль» № 19 за 1996 г. Ю. Мухин, в статье «Надо ли всех объявлять евреями», разбирая «еврейский вопрос», коснулся и «русской души», в частности её отрицательной черты: неуважения к предкам, что, якобы, и страна распалась из-за этого. Другие нации

Из книги Как рассказывают историю детям в разных странах мира автора Ферро Марк

Сила и терпимость – добродетели державы Сасанидов «Ездгерд поручил воспитание своего сына арабскому эмиру, правителю одной из провинций империи, для того чтобы сын не рос в окружении роскоши. Тот вырос умелым всадником и охотником. Он и его брат оспаривали престол друг

Из книги Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи. 1420-1520 автора Эрс Жак

Из книги История Древнего мира. Том 3. Упадок древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Возвышение Сасанидов Начало возвышения династии Сасанидов окружено мраком неизвестности. По наиболее вероятным свидетельствам, это был род наследственных хранителей великого храма Анахид в городе Истахре в Парсе (основанного в честь богини Анахиты еще при Ахеменидах).

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

14.3. Средневековые наваррцы - это «античные» спартанцы Средневековое Афинское государство каталанцев - это «античное» Афинское государство 78а. ВОЕННОЕ ГОСУДАРСТВО НАВАРРЦЕВ В XIV ВЕКЕ Н.Э. Наваррцы известны в истории средневековой Греции как воинственная «банда

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

автора

ЧАСТЬ 1. ВОЕННОЕ ДЕЛО ПЕРСОВ В ЭПОХУ САСАНИДОВ Армия и военное дело в сасанидском Иране могут быть охарактеризованы по следующим направлениям:- состав и организация персидского войска;- вооружение и оснащение персидской армии;- тактика ведения боевых действий

Из книги «Всадники в сверкающей броне»: Военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн автора Дмитриев Владимир Алексеевич

§ 2. Организация армии Сасанидов В развитии организационной структуры сасанидской армии условно можно выделить два периода:1) первая половина III - середина VI в.;2) вторая половина VI - середина VII в.Рубежом между этими двумя этапами является эпоха правления шаханшаха

Из книги «Всадники в сверкающей броне»: Военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн автора Дмитриев Владимир Алексеевич Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Завоевание империи Сасанидов В 634 г., через два года после Мухаммада, умер его сподвижник Абу-Бакр, объявив своим преемником Омара. Возможно, именно Омар принял решение захватить сельскохозяйственные провинции. Так или иначе, он систематически претворял его в жизнь.

Из книги Русское влияние в Евразии. Геополитическая история от становления государства до времен Путина автора Леклерк Арно

Государство Carr? Jean-Michel: Poutine: le parrain de toutes les Russies, Fondation Saint Simon, Paris, 2008Favarel-Garrigues Gilles, Rousselet Cathy: La soci?t? russe en qu?te d’ordre avec Vladimir Poutine?, Autrement, Paris, 2004Kalika Arnaud: L’Empire ali?n?. Le syst?me du pouvoir russe, CNRS Editions, Paris, 2008Ladous R?gis: De l’?tat russe ? l’?tat sovi?tique 1825–1941, SEDES, Paris, 1990Mendras Marie: Comment fonctionne la Russie? Le politique, le bureaucrate et


Close