Александр Пушкин, "Евгений Онегин",
сцена дуэли.
Читает - Дмитрий Экс-Промт
Музыка - увертюра к опере "Евгений Онегин"

Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полок сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще. За ближний пень
Становится Гильо смущенный.
Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерял с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.

************************************
«Теперь сходитесь».
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил. Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет, молча, пистолет,

***********************************
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его. напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре.

======================
Отзыв Елены Беловой,
от которого я в восхищении!
Спасибо, Леночка!

Ну вот! И я готова слушать.
Вокруг всё тихо. Не нарушит
Ничто той атмосферы дивной,
Когда лишь звук часов старинных
Тихонько вторит этим строкам.

Ах, Дима! Как судьба жестоко
Обходится порою с теми,
Кто молод, чист и оскорблён,
Душою чуткой наделён
Не в силах вынести обид.
Он был убит.

Проходит время.
И ты читаешь строки эти,
Я слушаю. Мы снова там,
Где Пушкин повествует нам
Об этой, будто бы случайной,
Дуэли глупой и печальной
И возрождает голос твой
Тот мир, далёкий, но живой!

С благодарностью!
Лена.

Евгений Онегин и Владимир Ленский - две полные противоположности. Неспроста А.С.Пушкин нарекает их "льдом и пламенем". Дружба двух несовпадающих по характеру и мировоззрению молодых людей зарождается случайным образом, ведь оба они оказываются в деревне. Очерствевший к людям, пресыщенный светской жизнью Онегин внезапно увлекается общением с Ленским, близко сходится с ним, в скором времени они становятся друзьями, но в силу неоднозначности натуры Евгения Онегина и горячего темперамента Владимира Ленского такое общение не может продлиться долго.

Повод для дуэли между двумя крепко подружившимися молодыми людьми возникает на именинах Татьяны Лариной. Евгений Онегин ощущает себя неловко, скучает и томится происходящим. А ведь инициатором похода в гости был именно Владимир Ленский. Онегин, рассердившись на друга, повышенное внимание оказывает Ольге Лариной, в которую горячо влюблен Ленский. Мы понимаем, что молодой человек поступает неправильно, ведь даже такой, на первый взгляд, незначительный повод мог повлечь за собой дуэль, и Онегин понимал это. Дальнейшие события развиваются стремительно: В пылу ревности, оскорбленный и опечаленный Ленский вызывает друга на дуэль, Татьяна Ларина видит вещий сон, толкования которому не находит ни в одном соннике, но значение которого открывается на следующий же день.

Евгений Онегин терзается сомнениями. Осознавая свою неправоту, он размышляет над тем, чтобы отказаться от задуманного, но возможное осуждение общества пугает его. Мнение окружающих оказывается для равнодушного, ко всему остывшего Евгения Онегина, дороже крепкой дружбы. Он приезжает на дуэль с опозданием. Жертвой сражения оказывается Ленский, убитый рукою Онегина. Главного героя снова одолевает раскаяние. Он понимает, что можно и нужно было поступить иначе, но несчастного поэта уже ничто не способно вернуть к жизни.

Таким образом, дуэль Онегина и Ленского - один из ключевых эпизодов романа в стихах, направленный на раскрытие внутреннего мира главного героя. Мы понимаем, что Евгений Онегин достоин осуждения, ведь его действия по отношению к юноше жестоки и несправедливы. Молодой человек делает выбор самостоятельно, но победа на дуэли не приносит ему удовлетворения и душевного покоя. Голос совести не позволяет ему остаться в деревне, Онегин вынужден снова отправиться скитаться по свету. Мы делаем вывод, что кровопролитие не было необходимостью, но оно неизбежно должно было произойти, ведь после него Евгений Онегин переосмыслил всю свою жизнь.

Вариант 2

Циничный, пресыщенный Онегин, в глубине души презирающий людей, и возвышенный романтичный поэт Ленский так мало имели общего, что, казалось бы, об их дружбе не может быть и речи. Евгений относится к другу снисходительно, старается не отравлять своими ядовитыми замечаниями восторженности нового знакомого и не лишать его блаженства заблуждения. Однако все вызывает между ними споры и расхождение во мнениях.

Приняв приглашение Ленского на день рождения Татьяны, Евгений начинает тяготиться ограниченностью общества и томными переживаниями именинницы. От скуки и досады он решает отмстить другу, оказывая знаки внимания его невесте Ольге. Оскорбленный поэт требует удовлетворения. Обыкновенная досада и скука становятся причиной нешуточной дуэли, где ставка - жизнь.

Мщение не приносит утешения «чудаку». Он собой не доволен. Евгений осуждает себя за то, что посмеялся над любовью, над юным и чувствительным молодым человеком, который в восемнадцать лет имеет право быть наивным. Исправить положение ему представляется невозможным, так как общественное мнение ценит честь выше жизни человека.

Владимир Ленский, неспособный рассердиться на ветреную возлюбленную, не находит в себе сил даже на упрек. Время перед поединком он проводит с ней. Он грустен и рассеян. Его стихи, посвященные невесте, переполнены тревогой и тоской.

В то время как поэт лишается сна и на место дуэли приезжает первым, Онегин спит, словно младенец. Враги, жертвы светских предрассудков и «ложного стыда», понимая, что примирение равносильно признанию в трусости, решают стреляться. Теперь смерть друга навсегда останется на совести главного героя, а угрызения совести его верными спутниками. Оставив кровавый след, Евгений покидает глухую деревню навсегда, но «окровавленная тень» продолжает ему являться каждый день. Такова цена, которую скучающий герой платит за светские предрассудки.

Сочинение 3

Самым трагичным эпизодом в романе Пушкина “Евгений Онегин” является дуэль между Владимиром Ленским и Евгением Онегиным. До этого рокового события молодые люди были соседями по имениям и неразлучными друзьями. Онегин приехал в деревню из Петербурга, а Ленский - из Германии, где учился. Герои были совершенно разными по характеру, но вопреки всему, постепенно сблизились и каждый день проводили вместе.

Владимир – восторженный романтик и возвышенный поэт был чистым и светлым человеком. Он свято верил в дружбу и любовь. Онегин был полной противоположностью своему другу - пресыщенный светской жизнью, надменный, холодный человек, скептик и прагматик. Тем не менее, он снисходительно выслушивал пылкие речи Владимира, списывая это на его юный возраст. Ленский доверял Онегину все тайны своей души. Он с детских лет был влюблён в Ольгу Ларину и готовился к свадьбе с ней. Владимир познакомил Евгения с семьёй своей невесты. Онегин сказал другу, что на его месте он выбрал бы другую, сестру Ольги – Татьяну, считая его избранницу поверхностной и неинтересной.

День Рождения Татьяны перевернул судьбы главных героев романа. Владимир уговорил Евгения поехать на вечер к Лариным. Онегин чувствовал себя в гостях неуютно после недавнего объяснения с Татьяной. Своё раздражение он перенёс на Ленского и в отместку ему стал ухаживать за Ольгой. Это был очень жестокий поступок со стороны Евгения по отношению к своему лучшему другу. Вспыльчивый и ревнивый Владимир не мог простить такую обиду Онегину, который в одно мгновение разрушил его мир возвышенных отношений в любви и дружбе. Оскорблённый предательством, он в сердцах бросает Евгению вызов на дуэль. Рассудительный Онегин осознаёт слишком поздно, какую глупость он совершил. Он чувствует себя виноватым перед Владимиром, но не может отказаться от вызова в силу предубеждений общества, которое расценит такое решение, как трусость.

Дуэль могла не состояться по многим причинам, но секундантом Ленского был человек сомнительной репутации – Зарецкий. По правилам он должен был попытаться примирить дуэлянтов накануне, однако он этого не сделал. Секундантом Онегина мог быть только человек, равный ему по статусу. В его случае – простой слуга Гильо, что свидетельствует ещё об одном нарушении. Поединок можно было отменить или перенести на другую дату по причине опоздания Онегина на целый час, но этого тоже не произошло. Была возможность ещё одного примирения перед дуэлью, но по вине Зарецкого не состоялось. Все эти обстоятельства привели к страшной трагедии. Соперники сошлись, Онегин первым осуществил смертельный выстрел в Ленского. Так за своё малодушие герой заплатил страшную цену, убив ни в чём неповинного молодого человека. Он был ошеломлён и раздавлен случившимся событием. Его мучили страшные угрызения совести, с которыми предстояло прожить всю оставшуюся жизнь.

Таким образом, Пушкин показал бессмысленность этой дуэли. Онегин был впоследствии наказан за своё лицемерие самой жизнью, так и оставшись неприкаянным, «лишним» человеком в обществе.

Наиболее острая проблема современности - защита того, что нас окружает. Угроза экологической катастрофы нависла над планетой. И многое зависит от того, сможет ли молодое поколение защитить природу от бездумного топора

Начнем с того, что многие любят говорить такую фразу, как: Талантливый человек талантлив во всем. На данном этапе развития, можно не согласиться с эти мнением.

  • Сочинение Татьяна - русская душою по роману Евгений Онегин 9 класс

    Созданный А. С. Пушкиным образ удивительной русской девушки, барышни из провинции, воспитанной няней - крепостной крестьянкой, на народных песнях и сказках, любим многими поколениями.

  • О подробностях дуэли между Пушкиным и Дантесом современники судили (и мы, потомки, тоже) по воспоминаниям секундантов – Данзаса со стороны Пушкина и д,Аршиака со стороны Дантеса. Общее описание дуэли сходится, расхождения лишь в оценках поведения дуэлянтов. Разумеется, Данзас (соученик Пушкина по Лицею, друг) был "за" Пушкина, д,Аршиак (соотечественник, родственник) "за" Данзаса, но оба описали события по возможности объективно.

    Со слов Данзаса.
    Несмотря на ясную погоду, дул довольно сильный ветер. Морозу было градусов пятнадцать. <…>
    Пушкин первый подошёл к барьеру и, остановясь, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил, Пушкин упал. Секунданты бросились к нему, Дантес намеревался сделать то же, но Пушкин удержал его словами: "Attendez! je me sens assez de force pour faire mon coup" (подождите, у меня ещё достаточно сил, чтобы сделать свой выстрел) .

    Дантес остановился у барьера и ждал, прикрыв грудь правою рукою. При падении Пушкина пистолет его попал в снег, и поэтому Данзас подал ему другой (Д,Аршиак заметил, что это было не по правилам) .
    Приподнявшись несколько и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал. На вопрос Пушкина, куда он ранен, Дантес отвечал: "Je crois que j"ai la balle dans la poitrine" (я думаю, я ранен в грудь).
    - Браво! – вскрикнул Пушкин и бросил пистолет в сторону. Но Дантес ошибся: он стоял боком, и пуля, только контузив ему грудь, попала в руку.

    Со слов д,Аршиака.
    Накануне дуэли секундант присутствовал при разговоре Геккерна с Дантесом. "Отец и сын" обсуждали детали поединка. Дантес сказал: "Если потребуется, поверьте, я сумею действовать так, что Пушкин не даст и одного выстрела! Я отправлю его к праотцам прежде, чем он успеет об этом подумать, и, уж во всяком случае, раньше, чем он спустит курок".

    На поединке, "признав по лицу Пушкина всякий мирный исход исключенным, Жорж решил отстоять свое право на жизнь. Смертный приговор, написанный на лице Пушкина, вызвал его противника на первый и спешный выстрел. Поэт, видимо, ждал, чтоб д"Антес подошел к барьеру, имея в виду в этот момент разрядить свое оружие. Этот расчет необходимо было разрушить. Военное воспитание и строевая служба д"Антеса давали ему несомненное стратегическое преимущество пред бретером-литератором. Успех дуэли обеспечивался не только меткостью выстрела, как, вероятно, полагал Пушкин, но и правильным маневрированием после сигнала, о чем поэт, видимо, не подумал. Это и погубило его".

    Здесь можно провести сопоставить дуэли Онегина+Ленского и Пушкина+Дантеса. В общих чертах дуэли сходятся, ибо правила проведения дуэлей были известны многоопытному дуэлянту Пушкину. В романе "Евгений Онегин" Пушкин пишет о поединке так:

    Плащи бросают два врага.
    Зарецкий тридцать два шага
    Отмерил с точностью отменной,
    Друзей развел по крайний след,
    И каждый взял свой пистолет.

    Дальше произойдёт то, что произойдёт в будущей реальной дуэли Пушкина и Дантеса. Дантес работал на опережение, он не дошёл одного шага до барьера и выстрелил в то время, пока Пушкин ещё целился. Поэт Пушкин упал, выронив пистолет.
    Онегин тоже не дошёл до барьера и выстрелил первый, пока Ленский ещё прицеливался. Поэт Ленский упал и тоже выронил пистолет.
    Дантес убил Пушкина. Онегин убил Ленского.

    Четыре смертные ступени.
    Свой пистолет тогда Евгений,
    Не преставая наступать,
    Стал первый тихо подымать.
    Вот пять шагов еще ступили,
    И Ленский, жмуря левый глаз,
    Стал также целить - но как раз
    Онегин выстрелил… Пробили
    Часы урочные: поэт
    Роняет молча пистолет.

    В фильме-опере "Евгений Онегин" режиссёр и сценарист Роман Тихомиров великолепно создал сцену дуэли! Эта картина была для Тихомирова дебютом в кинорежиссуре, и он тщательно подготовился к написанию сценария и к работе режиссёра-постановщика: проштудировал "Евгения Онегина", воспоминания Данзаса и Д,Аршиака, либретто Константина Шиловского и проникся музыкой Чайковского.

    Перед ним стояла сложная задача - дуэль самый ответственный эпизод в романе. Изначальные события подводят к дуэли, и последующие действия также отталкиваются от неё. Как показать эту важную часть на экране?!

    В театре внимание на самой дуэли не акцентируют, на сцене показывают лишь раздумья-переживания Ленского, жертвы в любовном треугольнике. Ленский душевно поёт "Куда, куда вы удалились" и удаляется вглубь сцены, где полумрак и неясные фигуры... выстрел, трагедийная музыка, и - всем понятно, что дуэль состоялась, и Ленский убит.


    Акт II, картина 5-я "Дуэль Онегина и Ленского". Онегин – П. Норцов, Ленский – Б.Бобков, Секундант – Ф.Светланов.
    Большой театр, 1948–1952

    В фильме полумраком не обойдёшься, там всё на виду. Гениальный режиссёр Роман Тихомиров показывает настоящую зиму, мороз, пар изо рта... Так было написано в романе, так будет происходить в 1837 году. Тихомиров объединяет текст романа, текст либретто и воспоминания секундантов в одно целое, как скульптор обрубает всё лишнее, и снимает сцену дуэли.

    Зарецкий отмечает барьер, хлопает три раза в ладоши, противники сходятся... светит солнце, блестит снег. Со стороны Зарецкого видно, как на вершине снежного холма дуэлянты делают неуверенные шаги: первый, второй... пятый... Пока Ленский готовится к выстрелу, Онегин стреляет. В сценарии соблюдены правила дуэли: десять шагов между барьерами. От каждого барьера по пяти шагов в поле на продвижение противников и для выстрела на ходу.

    Так сделал Онегин. Так сделал Дантес. Соперники с их благородными душами опоздали, упустив момент. Свершилась трагедия.
    Зарецкий снимает фуражку и говорит: "Убит!" Онегин не верит, он в отчаянии:

    В тоске сердечных угрызений,
    Рукою стиснув пистолет,
    Глядит на Ленского Евгений.
    "Ну, что ж? убит",- решил сосед.

    Онегин натурально переживает, его глаза полны слёз... Все чувства на виду, всё показано крупным планом! Такое не увидишь в театре даже в бинокль – внутренние переживания мастерски выставляются наружу без эффектных театральных жестов и поз. Это возможно только в кино. "Кино - великая сила!" Читатель/зритель не домысливает, как в книге или в театре, он - видит! Выражение глаз, мимика, слёзы, жесты, поза - всё работает на раскрытие состояния Онегина - убить на поединке человека из-за пустячной размолвки, это непоправимая ошибка, ужас, кошмар, трагедия.
    Онегин убил не просто человека - друга.

    Дантесу проще. Пушкин был для него лишь противником, которого надо победить. "Д"Антес вообще не испытывал никакого сожаления или раскаянья. Он считал, что совершилось неизбежное - в смертельной борьбе он отстоял свою жизнь; все остальное отступало в тень".
    Дантес убил не просто человека - врага.

    Из д,Аршиака: "Я воротился к нашим саням. Д"Антес стоял перед ними, молчаливый и бледный, крепко сжав зубы и неподвижно смотря вперед своими стеклянными зрачками, словно вправленными в тонкие черные ободки".
    Он лишил жизни человека, в котором ещё несколько минут назад:
    Вражда, надежда и любовь,
    Играла жизнь, кипела кровь,-
    Теперь, как в доме опустелом,
    Все в нем и тихо и темно;
    Замолкло навсегда оно.

    Фильм-опера "Евгений Онегин, 1958. Реж. Роман Тихомиров.
    Онегин - Вадим Медведев.
    Ленский - Игорь Озеров.
    Зарецкий - в титрах не указан.


    УБИТ ПОЭТ - НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ!!

    Борис Кустодиев Пушкин на набережной Невы 1915 г.

    Сегодня я хочу вспомнить одну из самых известных литературных дуэлей. В рейтингах, соц. опросах она, я уверен, должна занимать первое место по известности. Но для начала давайте вспомним имена дуэлянтов.

    ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

    А.Самохвалов Онегин на балу

    Он - главный герой романа - молодой помещик. Онегин - сын богатого барина, "наследник всех своих родных". Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, "труд упорный ему был тошен". Воспитание, полученное Евгением, было самое скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный барин, чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его наемным гувернерам и гувернанткам. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости.
    В Петербурге Онегин ведет пустую, бесцельную и бессодержательную жизнь. Встречи с друзьями в ресторане, посещения театра, балы, ухаживания за женщинами.
    Устав скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в деревню. И здесь жизнь его не отличается богатством событий: купание в реке, прогулки на коне и пешком, чтение журналов, поцелуи крепостных девушек.

    ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ

    А.Самохвалов Ленский перед дуэлью

    "Полурусский сосед" Онегина, "поклонник Канта и поэт" не имеет ясного представления о реальной жизни. Ленский молод. Ему в романе 18 лет. Он на 8 лет моложе Онегина. Тем не менее Ленский получил высшее образование в лучшем университете Германии. Ленский - отчасти юный Онегин, ещё не созревший, не успевший испытать наслаждения и не изведавший коварства, но уже наслышанный о свете и начитанный о нём.
    Ленский - приятель, достойный Онегина. Он, как и Онегин, один из лучших людей тогдашней России. Поэт, энтузиаст, он полон детской веры в людей, романтическую дружбу до гроба и в вечную любовь. Ленский благороден, образован, его чувства и мысли чисты, его восторженность искренна. Он любит жизнь.
    И именно такого положительного персонажа автор «убивает» на дуэли.

    История самой дуэли, вроде бы, банальна и проста. Ленский влюблен в сестру Татьяны Лариной – Ольгу. Роман Ольги с Ленским развивается стремительно. Они гуляют, читают, играют в шахматы. Ленский все время думает о возлюбленной.
    Ленский приглашает Онегина на именины Татьяны. Онегин соглашается ехать.
    Онегин нарочито ухаживает и танцует только с Ольгой, она все танцы ему обещала. Ленский ревнует, уезжает с мыслью о дуэли. Заметив отсутствие Владимира, Онегин загрустил, Ольга тоже. Ленский выбирает себе секунданта:
    Зарецкий, некогда буян,
    Картежной шайки атаман,
    Глава повес, трибун трактирный,...
    Зарецкий привозит Онегину вызов Ленского. Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Онегин все же принимает вызов и убивает своего молодого друга Владимира Ленского.
    Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он больше не в состоянии оставаться жить в тех местах, где все напоминало о его страшном преступлении, "Где окровавленная тень ему являлась каждый день".

    Ну, а теперь читайте строфы романа и смотрите иллюстрации художников к этой главе.

    ГЛАВА ШЕСТАЯ

    Ф.Константинов Онегин и Ленский
    .......

    IX
    То был приятный, благородный,
    Короткий вызов, иль картель:
    Учтиво, с ясностью холодной
    Звал друга Ленский на дуэль.
    Онегин с первого движенья,
    К послу такого порученья
    Оборотясь, без лишних слов
    Сказал, что он всегда готов.
    Зарецкий встал без объяснений;
    Остаться доле не хотел,
    Имея дома много дел,
    И тотчас вышел; но Евгений
    Наедине с своей душой
    Был недоволен сам собой.

    Х
    И поделом: в разборе строгом,
    На тайный суд себя призвав,
    Он обвинял себя во многом:
    Во-первых, он уж был неправ,
    Что над любовью робкой, нежной
    Так подшутил вечор небрежно.
    А во-вторых: пускай поэт
    Дурачится; в осьмнадцать лет
    Оно простительно. Евгений,
    Всем сердцем юношу любя,
    Был должен оказать себя
    Не мячиком предрассуждений,
    Не пылким мальчиком, бойцом,
    Но мужем с честью и с умом.

    XI
    Он мог бы чувства обнаружить,
    А не щетиниться, как зверь;
    Он должен был обезоружить
    Младое сердце. «Но теперь
    Уж поздно; время улетело...
    К тому ж - он мыслит - в это дело
    Вмешался старый дуэлист;
    Он зол, он сплетник, он речист...
    Конечно, быть должно презренье
    Ценой его забавных слов,
    Но шепот, хохотня глупцов...»
    И вот общественное мненье! 38
    Пружина чести, наш кумир!
    И вот на чем вертится мир!

    XII
    Кипя враждой нетерпеливой,
    Ответа дома ждет поэт;
    И вот сосед велеречивый
    Привез торжественно ответ.
    Теперь ревнивцу то-то праздник!
    Он всё боялся, чтоб проказник
    Не отшутился как-нибудь,
    Уловку выдумав и грудь
    Отворотив от пистолета.
    Теперь сомненья решены:
    Они на мельницу должны
    Приехать завтра до рассвета,
    Взвести друг на́ друга курок
    И метить в ляжку иль в висок.
    .........

    XIX
    Весь вечер Ленский был рассеян,
    То молчалив, то весел вновь;
    Но тот, кто музою взлелеян,
    Всегда таков: нахмуря бровь,
    Садился он за клавикорды
    И брал на них одни аккорды,
    То, к Ольге взоры устремив,
    Шептал: не правда ль? я счастлив.
    Но поздно; время ехать. Сжалось
    В нем сердце, полное тоской;
    Прощаясь с девой молодой,
    Оно как будто разрывалось.
    Она глядит ему в лицо.
    «Что с вами?» - Так.- И на крыльцо.

    XX
    Домой приехав, пистолеты
    Он осмотрел, потом вложил
    Опять их в ящик и, раздетый,
    При свечке, Шиллера открыл;
    Но мысль одна его объемлет;
    В нем сердце грустное не дремлет:
    С неизъяснимою красой
    Он видит Ольгу пред собой.
    Владимир книгу закрывает,
    Берет перо; его стихи,
    Полны любовной чепухи,
    Звучат и льются. Их читает
    Он вслух, в лирическом жару,
    Как Дельвиг пьяный на пиру.

    А.Костин Ленский перед дуэлью
    ..........

    XXIII
    Так он писал темно и вяло
    (Что романтизмом мы зовем,
    Хоть романтизма тут нимало
    Не вижу я; да что нам в том?)
    И наконец перед зарею,
    Склонясь усталой головою,
    На модном слове идеал
    Тихонько Ленский задремал;
    Но только сонным обаяньем
    Он позабылся, уж сосед
    В безмолвный входит кабинет
    И будит Ленского воззваньем:
    «Пора вставать: седьмой уж час.
    Онегин, верно, ждет уж нас».

    XXIV
    Но ошибался он: Евгений
    Спал в это время мертвым сном.
    Уже редеют ночи тени
    И встречен Веспер петухом;
    Онегин спит себе глубоко.
    Уж солнце катится высоко,
    И перелетная метель
    Блестит и вьется; но постель
    Еще Евгений не покинул,
    Еще над ним летает сон.
    Вот наконец проснулся он
    И полы завеса раздвинул;
    Глядит - и видит, что пора
    Давно уж ехать со двора.

    XXV
    Он поскорей звонит. Вбегает
    К нему слуга француз Гильо,
    Халат и туфли предлагает
    И подает ему белье.
    Спешит Онегин одеваться,
    Слуге велит приготовляться
    С ним вместе ехать и с собой
    Взять также ящик боевой.
    Готовы санки беговые.
    Он сел, на мельницу летит.
    Примчались. Он слуге велит
    Лепажа 39 стволы роковые
    Нести за ним, а лошадям
    Отъехать в поле к двум дубкам.

    XXVI
    Опершись на плотину, Ленский
    Давно нетерпеливо ждал;
    Меж тем, механик деревенский,
    Зарецкий жернов осуждал.
    Идет Онегин с извиненьем.
    «Но где же,- молвил с изумленьем
    Зарецкий,- где ваш секундант?»
    В дуэлях классик и педант,
    Любил методу он из чувства,
    И человека растянуть
    Он позволял - не как-нибудь,
    Но в строгих правилах искусства,
    По всем преданьям старины
    (Что похвалить мы в нем должны).

    XXVII
    «Мой секундант? - сказал Евгений,-
    Вот он: мой друг, monsieur Guillot
    Я не предвижу возражений
    На представление мое:
    Хоть человек он неизвестный,
    Но уж конечно малый честный».
    Зарецкий губу закусил.
    Онегин Ленского спросил:
    «Что ж, начинать?» - Начнем, пожалуй,
    Сказал Владимир. И пошли
    За мельницу. Пока вдали
    Зарецкий наш и честный малый
    Вступили в важный договор,
    Враги стоят, потупя взор.

    А.Самохвалов Секунданты перед дуэлью

    XXVIII
    Враги! Давно ли друг от друга
    Их жажда крови отвела?
    Давно ль они часы досуга,
    Трапезу, мысли и дела
    Делили дружно? Ныне злобно,
    Врагам наследственным подобно,
    Как в страшном, непонятном сне,
    Они друг другу в тишине
    Готовят гибель хладнокровно...
    Не засмеяться ль им, пока
    Не обагрилась их рука,
    Не разойтиться ль полюбовно?..
    Но дико светская вражда
    Боится ложного стыда.

    XXIX
    Вот пистолеты уж блеснули,
    Гремит о шомпол молоток.
    В граненый ствол уходят пули,
    И щелкнул в первый раз курок.
    Вот порох струйкой сероватой
    На полку сыплется. Зубчатый,
    Надежно ввинченный кремень
    Взведен еще. За ближний пень
    Становится Гильо смущенный.
    Плащи бросают два врага.
    Зарецкий тридцать два шага
    Отмерил с точностью отменной,
    Друзей развел по крайний след,
    И каждый взял свой пистолет.

    Ф.Константинов Дуэль Онегина и Ленского

    «Теперь сходитесь».
    Хладнокровно,
    Еще не целя, два врага
    Походкой твердой, тихо, ровно
    Четыре перешли шага,
    Четыре смертные ступени.
    Свой пистолет тогда Евгений,
    Не преставая наступать,
    Стал первый тихо подымать.
    Вот пять шагов еще ступили,
    И Ленский, жмуря левый глаз,
    Стал также целить - но как раз
    Онегин выстрелил... Пробили
    Часы урочные: поэт
    Роняет молча пистолет,

    Илья Репин Дуэль Онегина с Ленским 1899 г.

    На грудь кладет тихонько руку
    И падает. Туманный взор
    Изображает смерть, не муку.
    Так медленно по скату гор,
    На солнце искрами блистая,
    Спадает глыба снеговая.
    Мгновенным холодом облит,
    Онегин к юноше спешит,
    Глядит, зовет его... напрасно:
    Его уж нет. Младой певец
    Нашел безвременный конец!
    Дохнула буря, цвет прекрасный
    Увял на утренней заре,
    Потух огонь на алтаре!..

    XXXII
    Недвижим он лежал, и странен
    Был томный мир его чела.
    Под грудь он был навылет ранен;
    Дымясь, из раны кровь текла.
    Тому назад одно мгновенье
    В сем сердце билось вдохновенье,
    Вражда, надежда и любовь,
    Играла жизнь, кипела кровь:
    Теперь, как в доме опустелом,
    Всё в нем и тихо и темно;
    Замолкло навсегда оно.
    Закрыты ставни, окна мелом
    Забелены. Хозяйки нет.
    А где, бог весть. Пропал и след.

    XXXIII
    Приятно дерзкой эпиграммой
    Взбесить оплошного врага;
    Приятно зреть, как он, упрямо
    Склонив бодливые рога,
    Невольно в зеркало глядится
    И узнавать себя стыдится;
    Приятней, если он, друзья,
    Завоет сдуру: это я!
    Еще приятнее в молчанье
    Ему готовить честный гроб
    И тихо целить в бледный лоб
    На благородном расстоянье;
    Но отослать его к отцам
    Едва ль приятно будет вам.

    XXXIV
    Что ж, если вашим пистолетом
    Сражен приятель молодой,
    Нескромным взглядом, иль ответом,
    Или безделицей иной
    Вас оскорбивший за бутылкой,
    Иль даже сам в досаде пылкой
    Вас гордо вызвавший на бой,
    Скажите: вашею душой
    Какое чувство овладеет,
    Когда недвижим, на земле
    Пред вами с смертью на челе,
    Он постепенно костенеет,
    Когда он глух и молчалив
    На ваш отчаянный призыв?

    Е.Самокиш-Судковская Смерть Ленского 1900е

    В тоске сердечных угрызений,
    Рукою стиснув пистолет,
    Глядит на Ленского Евгений.
    «Ну, что ж? убит»,- решил сосед.
    Убит!.. Сим страшным восклицаньем
    Сражен, Онегин с содроганьем
    Отходит и людей зовет.
    Зарецкий бережно кладет
    На сани труп оледенелый;
    Домой везет он страшный клад.
    Почуя мертвого, храпят
    И бьются кони, пеной белой
    Стальные мочат удила,
    И полетели как стрела.

    Использован текст романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    материалы сайта «Евгений Онегин»

    – самый трагичный эпизод романа «Евгений Онегин». Особый драматизм сложившейся ситуации придает тот факт, что молодые люди были лучшими друзьями. Желчный , неохотно подпускавший к себе людей, тем не менее охотно проводил с Ленским время. Что же послужило причиной дуэли и какие события ей предшествовали?

    Первым тревожным звоночком в романе становится , в котором она видит смерть Ленского от руки Онегина. Проснувшись, она пытается отыскать в книге значение сна, но сонник не дает ей ответа. Однако для очевидно, что страшное и зловещее видение не сулит ничего хорошего.

    Наутро в доме Лариных собираются гости. Приезжают также и Ленский с Онегиным. Последнего сажают за столом напротив Татьяны, что приводит ее в ужасное смущение. Она краснеет, едва слышит обращенные к ней слова гостей, и только большим усилием воли сдерживает слезы. От Онегина смятение Татьяны не укрывается, но оно только раздражает и смущает его самого:

    Чудак, попав на пир огромный,
    Уж был сердит. Но девы томной
    Заметя трепетный порыв,
    С досады взоры опустив,

    Надулся он…

    Евгений зол на друга за то, что привез его к Лариным, и решает отомстить и рассердить его самого. Как только начались танцы, Евгений сразу же приглашает , всем своим поведением надеясь взбесить друга:

    Ведет ее, скользя небрежно,
    И, наклонясь, ей шепчет нежно
    Какой-то пошлый мадригал,
    И руку жмет…

    Ленский не может поверить своим глазам: Ольга, его невеста, танцует с его лучшим другом! Едва дождавшись конца танца, он сам приглашает ее – но она уже обещала Онегину. В негодовании Ленский покидает бал и позже передает бывшему другу записку с вызовом. Онегин отвечает согласием, однако позже корит себя за поведение на балу и по здравом размышлении приходит к выводу, что вел себя недостойно и глупо. Но теперь уже поздно что-то менять.

    Ольга же, будучи ветреной и увлеченной собой девушкой, даже не понимает, какую боль причиняет своему жениху, позволяя Онегину ухаживать за собой. Ей приятно его внимание, и ревности Ленского она не замечает. Когда поэт решает увидеться с Ольгой перед дуэлью, она встречает его как ни в чем не бывало, будто на балу ничего не произошло – и сама она искренне так считает. Ленский, думая ее смутить своим появлением, удивлен и растерян. Он готов простить возлюбленную, но не меняет решения стреляться с обидчиком:

    Он мыслит: «Буду ей спаситель.
    Не потерплю, чтоб развратитель
    Огнем и вздохов и похвал
    Младое сердце искушал…

    Попытки Онегина сорвать дуэль ни к чему не приводят. Он нарочно опаздывает – из-за этого дуэль по правилам можно было перенести; берет в секунданты своего слугу – это тоже было нарушением. Но Ленский настроен решительно, и не придает значения этим нюансам.

    Итак, смерть Ленского становится причиной его слепой ревности, жестокости его лучшего друга и ветрености его невесты. Возможно, дуэли и можно было бы избежать, но горячность и гордость обоих героев не позволили им отказаться от задуманного.


    Close