Мои клиенты часто жалуются на ухудшение мышления, внимания и памяти, заметив у себя проблемы с чтением: «Я совершенно не могу сосредоточиться. Читаю и понимаю, что в голове пусто – никаких следов прочитанного».

Больше всего от этого страдают люди, склонные к тревоге. Они вновь и вновь ловят себя на мыслях: «Что-то читал, но ничего не понял», «Вроде все понятно, но ничего не запомнил», «Обнаружил, что не могу дочитать статью или книгу, несмотря на все усилия». Втайне они опасаются, что это проявления какого-то страшного психического заболевания.

Стандартные патопсихологические тесты, как правило, не подтверждают этих опасений. С мышлением, памятью и вниманием все в порядке, но тексты почему-то не усваиваются. Тогда в чем же дело?

Ловушка «клипового мышления»

Американский социолог Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» высказал мысль о появлении «клипового мышления». Современный человек получает гораздо больше информации, чем его предки. Чтобы как-то справиться с этой лавиной, он пытается выхватывать суть информации. Такую суть трудно анализировать – она мелькает, как кадры в музыкальном клипе, и поэтому усваивается в виде небольших фрагментов.

В результате человек воспринимает мир в виде калейдоскопа разрозненных фактов и идей. Это увеличивает количество потребляемой информации, но ухудшает качество ее переработки. Постепенно снижаются способности к анализу и синтезу.

Клиповое мышление связано с потребностью человека в новизне. Читатели хотят быстро уловить суть и двигаться дальше, в поисках интересной информации. Поиск превращается из средства в цель: мы листаем и листаем – сайты, ленты соцсетей, мессенджеры – где-то найдется «поинтереснее». Отвлекаемся на захватывающие заголовки, перемещаемся по ссылкам и забываем, зачем открыли ноутбук.

Клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди

Читать длинные тексты и книги трудно – это требует усилий и целенаправленности. Поэтому неудивительно, что мы предпочитаем этому захватывающий поиск, дающий нам новые кусочки пазла, который мы не в состоянии собрать. Как результат – потерянное время, ощущение «пустой» головы, а способность читать длинные тексты, как любой неиспользуемый навык, ухудшается.

Так или иначе, клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди, имеющие доступ к телекоммуникациям. Но есть еще один момент, влияющий на понимание текста, – его качество.

Что мы читаем?

Давайте вспомним, что читали люди еще каких-то тридцать лет назад. Учебники, газеты, книги, немного переводной литературы. Издательства и газеты были государственными, поэтому над каждым текстом работали профессиональные редакторы и корректоры.

Сейчас в основном мы читаем книги частных издательств, статьи и блоги на онлайн-порталах, посты в социальных сетях. Крупные сайты и издательства прилагают усилия к тому, чтобы текст было удобно читать, но в социальных сетях каждый человек получил свои «пять минут славы». Душещипательный пост в Facebook может тиражироваться тысячи раз вместе со всеми ошибками.

Мы выполняем работу по редактированию: отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы

Конечно нет! Мы пытаемся прорваться к смыслу через трудности, которые возникают при чтении текстов, написанных непрофессионалами. Вязнем в ошибках, проваливаемся в разрывы логики. Фактически мы начинаем выполнять за автора работу по редактированию: «отшелушиваем» ненужное, отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы. Неудивительно, что мы так устаем. Вместо того чтобы получить нужную информацию, мы подолгу перечитываем текст, пытаясь уловить его суть. Это очень трудозатратно.

Мы совершаем ряд попыток понять низкосортный текст и сдаемся, потратив зря время и силы. Мы разочарованы и переживаем за свое здоровье.

Что делать

  1. Не спешите обвинять себя, если вы не поняли текст. Помните, что ваши трудности с усвоением текста могут возникать не только из-за «клипового мышления» и доступности поиска новой информации, присущих современному человеку. Во многом это связано с низким качеством текстов.
  2. Не читайте что попало. Фильтруйте ленту. Тщательно выбирайте ресурсы – старайтесь читать статьи в крупных онлайн- и печатных изданиях, которые платят редакторам и корректорам.
  3. При чтении переводной литературы помните, что между вами и автором есть переводчик, который тоже может ошибаться и плохо работать с текстом.
  4. Читайте художественную литературу, особенно русскую классику. Возьмите с полки, например, роман «Дубровский» Пушкина, чтобы проверить свои способности к чтению. Хорошая литература по-прежнему читается легко и с удовольствием.

Мне 13 лет, живу в маленьком городе недалеко от Екатеринбурга.
В семье с деньгами плохо. Живу в однокомнатке, иногда даже нечего есть. Компьютер нам дали попользоваться знакомые...
(комп убогий и особой разницы что с ним, что без него - я не увидел.)
Я пытался найти заработок, но негде, серьезно! Я хотел раздавать листовки или клеить объявления, но без паспорта не
берут. И это не всё.Я плохо учусь, и на уроках как-бы не старался - вообще ничего не понимаю. Помимо этого, нам ввели
переходные контрольные работы, если не сдам - останусь в 7-ом классе.
А про экзамены в 9-ом и 11-ом классах я вообще молчу.
Я очень стараюсь и хочу что-то понять, но просто не могу.
Даже допускаю мысли о суициде.
Что делать?

Роман, возраст: 13 / 10.03.2016

Отклики:

Будь сильным. Даже если останешься жизнь не кончится.У тебя все будет ЛЮБОВЬ,СЧАСТЬЕ,РАДОСТЬ,верь.

евгений, возраст: 34 / 18.03.2016

Привет, Роман!

Роман, ты молодец, определил основные проблемные места своей жизни, и ты пытаешься их исправить.
Пытаться подрабатывать, на мой взгляд, - это отличная идея, и не только ради денег, но и для расширения кругозора.
Но если пока без паспорта не получается найти работу, я бы подождал его получения, тем более осталось ждать меньше года, а
текущее время полностью посвятил решению проблемы с учебой.
В решении проблемы с учебой начать нужно с того, чтобы понять, почему возникла проблема с пониманием, усвоением материала.
Здесь тебе нужно внимательно посидеть-подумать:
1. Вспомни, как раньше ты учился, насколько легко усваивал материал, решал задачки, запоминал информацию
2. Если все было хорошо, подумай что произошло, в какой момент ты перестал понимать
3. Могу предложить вариант, что некоторое время ты не уделял должное внимание учебе и накопил большое количество пробелов,
в итоге сейчас, когда учителя рассказывают новый материал, ты мало что можешь понять.
Это как при изучении иностранного языка, если ты не знаешь слов, понять что говорит учитель невозможно, как бы ты не
старался.
4. Если пробелов нет и раньше все было хорошо, возможно произошло какое-нибудь физиологическое отклонение (например
связанное с хроническим стрессом, сотрясением мозга и т.д.) Но думаю это маловероятно и у тебя просто накопилось много
пробелов, которые раньше ты не осознавал.
Решение с пробелами одно - начать их устранять.
Начать можно с этого сайта бесплатных уроков http://interneturok.ru/.
Параллельно пройти следующий курс, как о том как правильно учиться https://www.coursera.org/learn/learning-how-to-learn/.
Если не знаешь английского, можно смотреть с русскими субтитрами.
Если пройдешь курс внимательно и начнешь использовать приемы, которые там даются, сможешь осваивать новый материал
значительно быстрее, это позволит тебе догнать, а потом и перегнать твоих одноклассников.

Александр, возраст: 31 / 18.03.2016

Роман, здравствуйте!
Очень хочется Вас успокоить насчет экзаменов. Я сама в недавнем прошлом работала учителем, и поэтому могу Вас заверить, что
экзамены сдать Вам все равно придется, и Вам в этом кто-нибудь, да поможет.
А насчет того, что Вы ничего совсем не понимаете, не торопитесь так говорить! Я вижу с русским языком у Вас все в порядке,
исходя из написанного на сайт письма.А это уже многое говорит!!! Скорее всего столь пессимистичные чувства навеяны Вам вашим
переходным возрастом. Не горячитесь, а целенаправленно идите к поставленным целям, пусть и мелкими, но уверенными шагами.
По материалам одного сайта: "Двоечников за всё существование нашей планеты было огромное количество. Некоторые не успевали
по физике, математике, истории… А иногда эти «некоторые» становились великими людьми.

Например, Исаак Ньютон. В детстве был лентяем и учился хуже всех. Особенно трудно ему давались физика и математика, когда он
вырос, то стал великим учёным.
Чарльз Дарвин любил поспать за партой. Кто из нас этого не делает? А потом Чарльз доказал всему миру, что труд сделал из
обезьяны нас с вами"
Сэр Уинстон Черчиль в школе отставал по большинству предметов и даже не стал поступать в университет.
Николай Гоголь в школе за сочинения получал плохие оценки, а потом вырос и написал «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
«Мертвые души».
Билл Гейтс, прежде чем стать отличником производства, был самым обычным двоечником. Но в школе появилась ЭВМ, и разбудила
дремавшие в ученике великие способности.
Альберт Эйнштейн очень поздно начал говорить и отличался плохой речью. Учась в школе, он использовал лексикон дошкольника,
но вырос и удостоился Нобелевской премии".
А про деньги могу сказать одно! Не зацикливайтесь на них. До получения паспорта совсем чуть-чуть осталось.Тогда и
осуществите свое желание подзаработать. Будьте благодарными за все, что имеете. А если приглядитесь хорошо, то поймете, что
это НЕ МАЛО. И если начнете ценить то, что уже имеете, то все будет становится лучше и лучше. "Благодарный человек никогда
ни в чем не нуждается". Проверено!!!

Ольга, возраст: 33 / 19.03.2016

Привет, Роман! Очень хочется тебя поддержать, потому что хорошо тебя понимаю. Когда-то давно моя жизнь была такой же стрёмной:
денег не было, мать не понимала, учеба достала, и я тоже думала о суициде.Но повезло встретить умного человека, который сказал:
"Тебя не будет, а это все останется, жизнь будет идти дальше, а ты будешь лежать в земле..." Рома, постарайся почаще думать о
том, что у тебя есть хорошего. Может, друг у тебя классный самый! Или кошка крутая))
Я школу сейчас вообще не вспоминаю, будто и не было ее. Если голова плохо работает, скорее всего руки хорошие. Поверь, все эти
школьные знания потом так мало нужны))
99% что в итоге все наладится, паспорт получишь-работать сможешь, немножко подожди просто!Даже если ты останешься на второй
год-ну все равно как-то ты школу эту закончишь! Оба мои брата вообще вечернюю школу закончили, потому что бросили обычную. Один
теперь бизнесмен, другой инженер)) Давай, чувак, не вешай нос. Знаешь поговорку: "Отличники! Дружите с троечниками-вам еще к
ним на работу устраиваться!"))) Пока!

Оксана, возраст: 42 / 22.03.2016

Привет, Рома! Я в свое время тоже много переживала по поводу экзаменов. Но теперь, когда выросла, мои переживания оказались
беспочвенными) Короче говоря, я зря все это время переживала и тревожилась. Все пройдет и это тоже пройдет. По поводу экзаменов
в старших классах пока не переживай. Ты только в 7-м классе))) Зачем переживать заранее? :) По моему опыту я знаю как бы плохо
человек не учился, его все равно выпустят из школы, обязательно. Потому что каждый человек имеет право получить образование. И
ты не исключение. А вот говоришь, что ничего не понимаешь. Это уже другое. Нужно выяснить в чем проблема, почему не понимаешь?
Может трудно учиться, если сильно устаешь и тяжело что-то учить и решать задачи. Может быть объяснения учителя не понятные,а в
книге лучше написано. Может быть чтобы понять тебе нужно больше времени, чем остальным ребятам. Всякое бывает. Тут нужно не
переживать, а познавать себя, наблюдать где трудно и почему. А какие у тебя интересы? Просто у некоторых очень хорошо
получается одно, а у других другое. Мы все разные и это замечательно. Опять же из опыта своей жизни скажу, что научиться можно
чему угодно, если этого хотеть. Самое главное, чему научили в школе - это читать, писать и считать) Умея это, можно обучиться
всему, только надо потрудиться. Еще может быть задания сразу сложные дают. Нужно всегда начинать с простого, а когда ты это
понял, переходить к сложному. Самое главное хорошо спать и кушать, быть на свежем воздухе) для того чтобы были силы. А кроме
учебы еще что нибудь есть? Может она так надоела, что и думать о ней трудно? Тогда надо в своем дневном графике найти время для
любимых занятий, игр. Учиться, Рома, всегда сложно. Но нужно стараться и многое, пусть и не все, все равно получится) Когда
сильно тяжело, дай себе время отдохнуть. Желаю тебе Рома побороть тревогу и беспокойство, хорошо кушать и с удовольствием
учиться - и такое тоже бывает) Посмотри, пожалуйста, замечательную книгу Людмилы Петрановской "Что делать если?" там очень
интересные беседы со школьниками на разные темы. Книга есть в интернете.

(3 голоса : 5,0 из 5 )

Как часто бывает – несколько учебных дней прошло, а уже начались проблемы. Ребенок плачет, не может выполнить уроки, заявляя, что не пойдет в школу. А учителя жалуются на ученика, мол, ведет плохо себя. Вроде, не бестолковое дитя, а тут такое. В чем дело? Специалисты говорят, что тут включается так называемый школьный стресс. Он-то и выдает неуспеваемость такую, трудности в общении. Как же быть, чтобы ребенок правильно пережил этот этап в своей жизни?

Какие проблемы могут быть у школьников

Родители говорят так:

  1. Ему не хочется учиться, неинтересно.
  2. Не хватает внимательности.
  3. Получает плохие оценки.
  4. Боится у доски отвечать (и подобные школьные страхи).
  5. Не общается с детьми и учителями.

Это о каких детях сейчас речь? О «слабых» с трудностями в развитии или о способных? Это может касаться и тех, и других. Просто все надо рассмотреть отдельно, и понять, почему возникло, что можно сделать. Итак…

Ему не хочется учиться

Нежелание учиться, отсутствие интереса может быть вызвано чувством небезопасности. А оно навеяно может быть и плохими отношениями в семье. Но в основном ребенок боится быть непонятым и непринятым.

Кем? Родителями и учителями. Ведь это они его успехи в школе оценивают. И не факт, что хорошо, раз страх есть. Потому что дома могут быть чересчур заняты успехами ребенка. А учитель? Он же ждет от ученика чего-то. Если даже дома у ребенка будет все неплохо, он может разочаровать учителя. Вот и включает он неинтерес к учебе, как защиту…

Не хватает внимательности

Тут тоже часто виноваты неврологические причины. Однако более всего внимание школьника может страдать из-за стресса, отсутствия внимания учителя, когда много детей в классе. А стресс - такая штука, которая заставит все ресурсы организма защищаться.

Между тем, взрослые отвечают за ощущение стабильности ребенка учащегося в младших классах. И они могут помочь ребенку ориентироваться, владеть вниманием и пр. Учитель тут – еще больший помощник. Понятно, что при семейном обучении этих проблем нет.

А еще, кроме стресса, дети каждый по-своему способны обрабатывать тот или иной объем информации, концентрироваться на чем-то, переключать внимание. Это норма может быть, но несовпадение с параметрами, которые признают в школе. Так, при семейном обучении, где учитываются все эти факторы, дети лучше учатся, а в школе – отстающие.

Получает плохие оценки

Да, он учится плохо. Порой по всем предметам или по одному. Последнее характерно для незрелости каких-то зон мозга. Скажем, математика. Ну и так далее. А еще могут влиять отношения ребенка и учителя – если он боится, он и ошибок столько от страха наделает, что сосчитать будет трудно…

Боится у доски отвечать

Да, если он дома учится, он не боится – никто ж смеяться не будет, учитель спокойно все объяснит. А в школе? Это сплошная тревога, начинающаяся со звонка с урока… Чего уж там говорить об экзаменах – дети от страха перед испытаниями такими забывают все, что знали. Стресс? Еще какой.

То ли еще будет, если не принять меры. Ведь впереди – выпускные экзамены, в институт… Ребенок, поняв, что его плохо оценили один раз, оценят плохо и в другой, всю жизнь будет страдать. Школьные страхи на корню убивать.

Не общается

Маленькие дети ощущают свою отдельность от мира, то, как он на них действует и как могут на него сами воздействовать. И постепенно понимает, какие сигналы подает ему его организм в той или иной ситуации. Но может начать вести себя парадоксально, потому что боится – то ли двойку получить, то ли, что его накажут. И записывают его как «проблемного», вместо того чтобы помочь.

Что делать?

Чтобы ребенок научился понимать в школе то, что говорят, что задают, чтобы учил уроки, надо, во-первых, выбирать – в школе ему учиться или дома, во-вторых, максимально задействовать себя в этом процессе. Ведь, как показывает практика, если школа и семья — союзники, то до страхов и прочих неприятных моментов может и не дойти. Каждый на своем месте делал бы свое дело, не стоял бы сейчас этот вопрос.

Так что лучше – чтобы ребенок учился с педагогом дома, потому что вы не занимаетесь с ним и не обращаете на его внимания? Или пусть бы в школу ходил, учился общению и противостоять трудностям? Вот и делайте свой выбор сами…

Очень долго была в отношениях с молодым человеком, с которым очень часто ссорились. Он изменял мне - я ему. Но ссорились буквально из-за любой мелочи итог был всегда один - "ты не умеешь вовремя остановиться во время ссоры ; ты меня не слышишь; пока на тебя не заорешь, не понимаешь" - говорил он мне, что бы я не делала ставилось под сомнение. Отношениям пришел конец.
Сейчас вместе с другим, очень люблю его, живем вместе, первое время совершенно не ссорились, я готовлю, ухаживаю, когда лежала в больнице, каждый день приходил, ухаживал, сейчас хожу с тростью, многие вещи тяжело даются, но всё делаю, убираю, готовлю, работаю. Часто жалуюсь на ногу, он понимает, но начинает бесится. Начали ссорится и каждая ссора заканчивается "ты меня не слышишь; пока не начнешь психовать - не понимаешь" сегодня дошло до " это с какой-то стороны эгоистично, ты думаешь толькоо чтобы было хорошо тебе".
Не понимаю, что делаю не так и как себя поменять, что сделать чтобы такого не происходило...

Ответы психологов

Елена, я думаю что вам нужно сочувствие и понимание - такое, какого вам не может дать "муж" - человек, с которым у вас "любовные отношения". И это мужчин рядом с вами и раздражает.

Но вы могли бы получить/получать такую поддержку от психолога - и это поможет вам нормализовать отношенния с мужчинами - когда ваша потребность будет удовлетворена - вы не будете требовать от них того, чего они не могут вам дать!

Удачи вам!

Здравствуйте, Елена,

получается, в двух отношениях вы слышите одни и те же слова от мужчин.

Оба они говорят, что вы их не слышите.

Лена, так бывает в двух случаях. Бывает, что другой человек просто хочет "продавить" свою точку зрения и ему надо, чтобы вы сделали так, как нужно им. Т.е. рядом с вами авторитарные люди, которые берут свое горлом.

Бывает и так, что мы, умея слышать, не умеем слушать. Уши-то у нас есть, а вот УСЛЫШАТЬ другого человека непросто. Для этого надо быть действительно заинтересованным в том, что тот человек хочет сказать. Частенько мы слушаем не слова человека, а "слушаем паузу". "Когда уже он замолчит, чтобы я могла сказать то, что нужно мне, в чем я права, что нужно мне". Т.е. по сути, нам совершенно не интересно, что там наш собеседник говорит, мы лишь ждем, чтобы он закончил, и тогда у нас будет возможность высказаться.

Прислушайтесь к себе. Хотите ли вы понять того, другого, человека? Готовы ли понять, что есть и другая точка зрения и что вы не всегда можете быть правы или получить свое?

И насчет "вовремя остановиться". Это действительно трудно, потому что, сев на своего конька, с него трудно слезть. Не хочется. Хочется сказать еще и то, и другое, и оно все важное. Все так. Но если другой человек потерял способность воспринимать ваши слова, то много ли толку от такого разговора? Все равно свою мысль не донесете. Так что если уж другой собеседник просит о паузе, попробуйте ее ему дать. А к разговору всегда можно будет вернуться.

Всего доброго,
Л.С.Василевская, психолог-консультант онлайн

Хороший ответ 1 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Елена. Бывают люди, склонные к крику, привыкшие таким образом решать проблемы, попросту эмоционально распущенные. На первых порах, в период нежной влюбленности , мужчина может сдерживаться, он очарован и околдован. Но потом, когда он немного привыкает, становится увереннее в отношениях, начинает проявлять свою несдержанность, кричать, истерить при любом неудовольствии.

Это происходит, когда мужчина уверен - никуда вы не денетесь, будете терпеть. В таком случае вы должны самой себе ответить на вопрос: готовы ли я это терпеть бесконечно, из раза в раз, когда у него что-то неладится, или плохое настроение, или он голодный, или чем-то недоволен, или еще что-нибудь. Бесконечно, потому что, увы, такие мужчины не меняются. Вам врядли удастся его "перевоспитать", убедить, договориться. Почему вы выбираете мужчин, которые позволяют себе на вас кричать? Этот вопрос можно прояснить только на личной консультации с психологом .

С другой стороны, постарайтесь не провоцировать неудовольствие своего мужчины.

Часто жалуюсь на ногу, он понимает, но начинает бесится.

Похоже, что жалобами вы пытаетесь привлечь к себе больше внимания, получить "дополнительную порцию" эмоционального тепла. Это плохой, неконструктивный способ. Нытики раздражают ВСЕХ. И если женщины, как существа в большей степени обладающие эмпатией, дольше могут выдержать чужие жалобы, то мужчины "ломаются" быстрее. Просто скажите ему, какой помощи вы от него ждете, поговорите конструктивно.

Если вам трудно что-то сделать в связи с больной ногой - так и скажите, попросите его самого прибраться или приготовить еду. Ведь вы оба в равных условиях, оба работаете.

Не играйте в экстрасенсов, ваши желания никто угадывать не будет. Говорите о том, в чем нуждаетесь.

Счастья и удачи вам!

С уважением, Кораблева Елена, Санкт-Петербург. Психолог, коуч.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Если вы когда-нибудь чувствовали, что вас недооценили или неправильно поняли - вы не одиноки. Это случается со всеми. То, как мы видим друг друга, не соответствует действительности.

Мы все носим «искажающие линзы», сквозь которые смотрим на людей, поступки, эмоции. Эти линзы вызывают ошибки восприятия - из-за них нам могут не доверять или не замечать нас.

К счастью, эти ошибки предсказуемы - и мы можем распознавать и предотвращать их. Социальный психолог Хайди Грант Хэлворсон подскажет, как избежать предвзятости и заставить людей взглянуть на нас объективно.

О чем книга?

Если вы хоть раз производили на кого-то плохое впечатление, то эту книгу точно стоит читать. Я тысячу раз ошибалась при первой, второй и даже 10-й встрече, а потом не понимала, почему ко мне плохо относятся. Первое впечатление очень тяжело исправить, но, - ура! - можно. И в книге описывается как. За время прочтения книги я проанализировала и себя, и свои отношения с родителями, друзьями, коллегами.

Хорошая книга. Без воды и соплей. Каждую главу хочется дочитать до конца, каждый способ хочется протестировать на практике. Это и делаю.

Знакомьтесь, это Таня Бурцева.

Вот что пишет автор: «Иногда меня спрашивают: эта книга о том, как произвести хорошее впечатление? Нет. Она о более важном: об умении выглядеть в глазах других так, как вы хотите. Есть ли что-либо важнее этого в мире, где все взаимосвязано и ничего не сделать в одиночку?»

Цель книги - снабдить вас инструментами, позволяющими при необходимости корректировать свой образ и транслировать то, что хотите.

Линзы восприятия

При решении проблем, в стрессе, плохом настроении или даже в зависимости от суточных ритмов люди мыслят стереотипами. «Жаворонки» склонны опираться на стереотипы во второй половине дня, «совы» - после завтрака. Как-то мне пришлось работать с женщиной с бритой головой и в татуировках. Я не скрывала своего ужаса и старалась держаться подальше. Позже она оказалась очень приятной и совершенно безобидной. Ее хобби - вязание и аргентинское танго.

Окружающие не просто формируют впечатление о вас. Они не отдают себе отчета, что этот процесс пронизан предубеждениями.

Поскольку все происходит бессознательно, они считают, что они воспринимают вас объективно - так, как вы сами себя видите.

Иллюзия прозрачности

Ваши эмоции не так очевидны, потому что лицо не так выразительно, как вы себе представляете. Исследования показывают, что сильные базовые эмоции - удивление, страх, отвращение и гнев - считываются легко, а с тонкими переживаниями дело обстоит хуже.

Ваше лицо, призванное выражать «Я вам сочувствую» может быть похоже на «Меня вообще не трогает то, что вы сказали». Психологи называют это иллюзией прозрачности - и мы все ее жертвы.

В большинстве случаев, когда вы уверяете себя: «Я выразился предельно ясно» или «Он знает, что я имел в виду», вы выразились неясно и он не знает.

Мы также склонны думать, что наши вредные привычки и недостатки нормальны. Например, люди, которые быстро теряют терпение, обманывают своих супругов, курят или пьют, считают, что другие также часто поддаются этим искушениям. Но, когда речь заходит о добрых делах, каждый склонен считать себя лучше других - честнее, добрее и способнее. Психологи называют это предположением ложной уникальности.

Еще в 1980-х респондентов спросили, готовы ли они соблюдать десять заповедей, а затем попросили предположить, какой процент американцев поступил так же.

Другие люди предполагают, что вы разделяете их мнение и взгляды, но не их способности. Они считают, что более талантливы и менее порочны, чем вы.

Не принимайте это близко к сердцу.

Неудобная правда

Правда в том, что иногда человек вас… понимает. Это он видит правду о вас, а вы носите повязку на глазах.

Трудно по-настоящему понять себя, потому что мы не всегда осознаем, что происходит в сознании. Иногда нас раздирают противоречия. Разве вы одинаково себя ведете с близкими друзьями, коллегами и с семьей?

Как узнать, правильно ли вас понимают или оценивают? Это непросто. Но есть один способ. Ищите точки соприкосновения во взглядах окружающих. Если все друзья, семья, коллеги делают ту же «ошибку» относительно вас, то это, вероятно, не ошибка.

Еще в книге

Не умея точно транслировать мысли и намерения другим, никто не добьется успеха: ни человек, ни команда, ни организация. Эта книга расскажет, как люди общаются, почему коммуникация бывает непростой. И главное, что с этим делать.

Эта книга вам поможет:

  • узнать, какими вас видят окружающие каждый день
  • распознать постоянные ошибки в общении и исправить их
  • научиться подбирать слова и «посылать» нужные сигналы
  • определять, сквозь какие линзы смотрит на вас человек
  • эффективнее общаться
  • научиться исправлять плохое впечатление о себе
  • создать в глазах других нужный вам образ
  • избежать многих проблем в личной и профессиональной жизни

И если хотите, чтобы вас увидели настоящим, понимать самому как выглядите со стороны - начните с этой книги. Вы осознаете, возможно, впервые в жизни, что другие люди видят в ваших словах и действиях.


Close