В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу:

Функциональный;

Контекстный;

Сопоставительный.

При функциональном подходе выделяют следующие виды имиджа:

Зеркальный (имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно же мы оцениваем свой имидж довольно высоко, мало учитывая взгляд на него со стороны);

Текущий (видимый со стороны, но необходимо помнить, что непонимание и предубеждение формируют представления о нашем имидже в неменьшей мере, чем наши поступки);

Желаемый (то, к чему мы стремимся);

Корпоративный (имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений: репутация организации и т. д.);

Множественный (имидж независимых структур в единой корпорации. К привлекательному хорошему единому имиджу стремятся, например, авиакомпании, используя собственную символику, униформу и т. д.);

Отрицательный (имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом).

При контекстуальном подходе имидж классифицируется по видам деятельности - имидж политика, имидж бизнесмена, имидж педагога, имидж госслужащего, имидж поп-звезды и т. п.

При сопоставительном подходе сравнивают качества, например, двух лидеров: компетентность, интеллигентность, склонность к силовому решению и т. д.

Следует обратить внимание на классификации видов имиджа, разработанных рядом исследователей. Так, А. Н. Жмыриков выделяет «идеальный», «первичный» и «вторичный» имиджи .

Идеальный имидж - это суммарное представление людей о лидере, но идеальный имидж обычно недостижим.

Первичный имидж - это представление о конкретном человеке, сложившееся в сознании многих людей после первичного знакомства с ним. Первичный имидж во многом соответствует идеальному имиджу, но не совпадает с ним.

Вторичный имидж формируется только в процессе конкурентной борьбы. Это компромисс между стремлением обрести лидера, образ которого зеркально повторяет идеал, и желанием избежать лидера, образ которого более всего противоречит идеальному.

При формировании конкурентоспособного вторичного имиджа можно руководствоваться одной из двух стратегий. В том случае, если «презентация» первичного имиджа прошла успешно, используется стратегия «защиты окон доступа»: на первичный имидж наслаиваются черты, защищающие слабые (с точки зрения соперника) элементы первичного имиджа. Если же «презентация» первичного имиджа прошла неудачно, используется стратегия «размывания имиджа конкурента». В этом случае компрометируются или хотя бы ставятся под сомнение определенные элементы имиджа конкурента, а вторичный имидж формируется путем наложения черт, альтернативных «слабым» качествам имиджа соперника.

Ядро имиджа должно соответствовать ожиданиям людей. Структуру ядра первичного имиджа образуют:

Внешняя (поведенческая) направленность личности;

Внутренняя ориентация личности;

Иерархия временных «Я» личности.

Внешняя направленность личности бывает трех типов: направленность на конкретные результаты предметной деятельности; направленность на общение; направленность на завоевание авторитета.

Внутренняя ориентация личности - это ориентация на доминирующие способности, реализуя которые конкретный человек достигает поставленных целей. Одни достигают их благодаря интеллектуальным, другие - эмоциональным, третьи - волевым качествам.

Иерархия временных «Я» личности - это комплекс: «Прошлое Я», «Реальное Я», «Будущее Я». В зависимости от доминирования того или иного «Я» в сознании лидера, его стремления будут направлены в будущее или в прошлое. У лидера не может доминировать «Реальное Я», так как это обречет его на пассивность.

А. Н. Жмыриков исходит из того, что имидж - это многофакторный феномен, поскольку, с одной стороны, и воздействие на человека многообразно, а с другой - человек оперирует многослойными структурами, каждая из которых занимает в его восприятии свое место. Человека можно представить как сумму его социальных характеристик: место рождения; принадлежность к определенному классу; образование; достаток, а также прошлое, семья, хобби и пр. Все это, так сказать, информационные ячейки. И главное правило для имиджмейкера: обязательно заполнять эти информационные ячейки, иначе они будут заполнены массовым сознанием. Вот почему имидж формируется в соответствии с требованиями массовой коммуникации и в соответствии с тем, что окружающие считают важным, например, авторитет, профессионализм.

Ряд исследователей выделяют индивидуальный имидж и профессиональный. Первый определяется тем, насколько он соответствует внутреннему миру индивида.

В зависимости от факторов, образующих имидж, выделяют габитарный, овеществленный, вербальный, кинетический и средовый имидж .

Таким образом, существует ни одна классификация видов имиджа, это обусловлено прежде всего различиями научных позиций, на которых стоят ученые в исследовании феномена имиджа, а также различными подходами к классификациям.

ЮЖНОСЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ КИЕВСКОГО СЛАВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Контрольная работа

по курсу: «Основы имиджелогии»

« Что такое имидж»

г. Николаев


Проблемой имиджа и технологий его реализации занимается научно-прикладная отрасль человековедения под названием имиджелогия. Главное предназначение имиджелогии – научно обосновать, как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых мы оказываемся.

Имиджелогия –это обращённый к каждому призыв быть обаятельным и уметь нести свет людям. Она способствует внешнему проявлению глубинной потребности человека быть достойной личностью.

Приоритетное предназначение имиджелогии как науки о технологии личного обаяния –оснастить людей различного возраста имидж-знаниями и оказать помощь в овладении и умелом использовании их при выстраивании межличностных и деловых отношений. Чем больше мы преуспеваем в создании положительного имиджа, тем богаче репертуар нашего поведения и эффективнее управление людскими впечатлениями, тем успешнее мы можем заниматься конструированием разнообразных сфер социального общения, возбуждать к себе симпатии, пользоваться уважением.

Понятие «имидж» давно на слуху. Как это ни покажется неожиданным, но первыми активно начали работать с ним экономисты, занимающиеся предпринимательством. Известен такой факт, американский экономист Болдуинг в 60-х годах XX века ввел в деловой оборот понятие «имидж» и обосновал его полезность для делового преуспевания.

В наше время имидж стал ходовым товаром у всех, кто занимается предпринимательством и особенно политической деятельностью. На его приобретение при проведении избирательных мероприятий в стране затрачиваются огромные денежные средства, исчисляемые десятками тысяч долларов. Повышенным спросом имидж пользуется в эстраде и театре. Благодаря имиджу одной из развитых сервисных индустрий стала политическая и торговая реклама. Возрастающий спрос на имидж породил новую профессию – имиджмейкер. Это специалист по конструированию имиджа личности, деловых и политических структур (например, политической партии или общественной организации).

Имидж – внешнее отражение человеческого образа, наглядно-выразительный «срез» его личностных характеристик. В этой связи такие его атрибуты, как модели поведения, одежда, прическа имеют огромное значение в его утверждении.

Несомненно, имидж - это не только смена одежды. Преследуя цель определенным образом выглядеть в глазах окружающих и воздействовать на них, мы корректируем наши жесты, позы, манеру говорить, подбираем аксессуары, которыми пользуемся (от зажигалки до автомашины), продумываем интерьер, в котором нас видят. Конечно, учитываем особенности тех, на кого он рассчитан: возраст, пол, социальный статус, интересы и потребности людей. Нужно знать и «законы жанра», то есть специфику той сферы, в которой будет «работать» наш образ: деловая жизнь, артистическая богема, студенческая аудитория и т.д. Но внутри каждой из этих сфер свои особенности. Также определяется метод воздействия – эпатирующий или доверительный, загадочно – отстраненный или доступный.

Имидж - собирательное понятие. Это облик, форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие лично-деловые качества. Имидж также выступает как людское признание, оценочное отношение. Имидж формируется как сознательно, так и непроизвольно.

Создание имиджа

Сам человек Его окружение

сознательно непроизвольно сознательно непроизвольно

Технология создания имиджа:

1. Оптимизация модели поведения

2. Правильный выбор своей роли

3. Придание общению игрового характера

Существуют следующие виды имиджа:

1) личный;

2) профессиональный;

3) кинетический;

4) вербальный;

5) габитарный;

6) овеществленный;

7) средовой;

8) ментальный.

Имидж – это целостный образ, слагаемый из многих факторов. Над его созданием работают психологи, специалисты PR, рекламисты, протоколисты, социологи, хореографы, стилисты, визажисты, продюсеры. Когда говорят об имидже человека, то имеют в виду имидж среды (как выглядит его офис, кабинет, автомобиль), овеществленный имидж (предметы, которые он создал), вербальный имидж (от лат. verbalis - «словесный»; это его манера говорить и писать), кинетический имидж (его жесты, мимика и телодвижения), габитарный имидж (от лат. habitus - «внешний»; включает костюм, прическу, украшения, и др.) ментальный (ваши мировоззренческие и морально-этические позиции).

Возможные виды имиджа (согласно ролевой ориентации):

1. Имидж - родное «Я»

2. Имидж - идеальное, желаемое «Я»

3. Имидж - нужное, но чужое «Я»

Имидж


Ситуативный Постоянный

Не меняя своей сути, об- Для друзей, семьи,

щаясь с разными людьми, работы и т.д.

человек подстраивается

под ожидания партнера и

под свои цели (надевает

Стадии создания имиджа:

1. Имитационный образ - работа воображения, мыслительный анализ, воплощение идеального образа на бумаге, аудио- и видеопленке, отбор манер, анализ их совместимости со своей личностью.

2. Ролевой образ -практическое освоение, приобретение первичного опыта «нахождения» в образе. Построение манер, тренировка овладения ими, обобщение, оценка.

3. Жизненный образ - стереотип поведения в созданном образе, полная вживаемость. Обкатка манер, фиксация, корректировка.

Для успеха имиджа необходимо учитывать:

Его яркость, привлекательность;

Узнаваемость;

Его соответствие ожиданиям социальной среды (вкусы, надежды, традиции и т.п.)

В наше время - время культа интеллекта и духовной силы, -приоритетными характеристиками, составляющими стереотип имиджа, являются:

Культура;

Эрудиция;

Профессионализм.

Их умелое представление в исключительно своей манере в любой социальной среде надежно срабатывает на утверждение личного имиджа. Мастерство преподнесения себя можно при желании развить. Человек также способен изменить свой имидж, завоевать свое расположение и признание людей. Помимо осознания собственной значимости, для этого требуется яркая образность и выброс эмоциональной энергии. В общении преуспевает тот, кто доставляет людям удовольствие в виде эмоционального экстаза, удовлетворяет (а иногда сначала стимулирует) потребность людей в психологическом взаимодействии и сопереживании. Для успешного создания имиджа немаловажное значение имеет здоровая психика. Удача сопутствует тому, кто умеет управлять своей психикой, используя саморегуляцию, саморасслабление и самовнушение. Итог этого умения - устойчивый жизненный тонус, проявляющийся в виде доброжелательности и сдержанном реагировании на неприятности.

В переводе с английского имидж – это образ, изображение. В самом же деле – это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Именно впечатление, а не оценка как рациональный факт деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается такой предварительной операцией нашего познания, каковой признано представление. Имидж, как правило, «располагается» в низших этажах нашей психики – в подсознательной её сфере или в пластах обыденного сознания, в чём и состоит его необычайная доступность для восприятия людьми и цепкость присутствия в их сознании. Если об имидже говорить как о конкретной психологической продукции, то он выступает как социальная установка, как ценностный стереотип, как модный символ. Не исключена возможность его одновременного проявления во всех названных сферах психики человека.

В политической рекламе и шоу-бизнесе имидж часто выступает как образ, наделённый характеристиками, которые лежат за пределами душевной сущности личности. Не случайно имидж понимают как «легенду» или как идол времени. В шоу-бизнесе известны такие понятия, как плейбой, супермен, звезда. Всё это, однако, неприемлемо для управленческой деятельности, ибо этот вид деятельности – не театральные подмостки и не политическая арена. В ней другие правила общения с людьми и оказания на них целевого воздействия. Между тем это не освобождает менеджера, особенно высших административных уровней (командоров), от недооценки роли личного имиджа в деловой практике и необходимости кропотливой работы над ним.

Схема имидж-составляющих.

Визуальное восприятие человека Степеньфизической привлекательности; степень выразительности манер и их привлекательность; одежда и аксессуары (как отражение личной незаурядности, элегантности)
Интеллектуальное восприятие человека Впечатляющие личностные характеристики, проявляющиеся в разговорах и поступках
Статусное восприятие человека Оценка его стратификационного статуса (положения в обществе); Профессия; Должность;
Социальный фон, влияющий на восприятие конкретного человека Личностные характеристики окружения: семья, друзья, знакомые, коллеги; Стратификационные характеристики окружения (к какой социальной группе относится и степень престижа положения этой группы)
Влияние интерьера на восприятие человека Качество, стиль; Цветовое оформление; Звуковое оформление; Пространственные характеристики

Так, выбор цвета одежды и его соотношение с фоном, на котором выступает субъект, во многом определяет его имидж и успех.

В настоящее время существуют несколько вариантов типологий имиджа. Современная отечественная типология имиджа выделяет следующие типы имиджей в соответствии с основополагающими критериями:

1) по знаковому критерию: положительный, отрицательный, нейтральный. Российский ученый В.Н Шепель считает, что имидж может быть положительным и отрицательным. Реальна ситуация, когда мнение об одном и том же человеке у одной группы людей положительно, а у другой – отрицательно, следовательно, имидж характеризуется не только знаком, но и субъективностью (индивидуальными представлениями).

2) По виду деятельности: личностный и профессиональный. Профессиональный – мнение о человеке как о профессионале, личностный – мнение о каких-либо характерологических, не имеющих прямого отношения к социальной роли человека качествах (“Он не только порядочный, но и милый, обаятельный человек”). Реальна ситуация, когда у одной и той же группы людей мнение об одном и том же человеке может быть одновременно и положительно и отрицательно.

По мнению Соловьева Э.П., общественное мнение лежит в основе формирования профессионального (учитываются профессиональные качества) и личностного (личные качества) имиджа.

Установка на личность всегда переносится на все то, что исходит от личности: на ее поступки, на продукты ее деятельности, Личностный имидж является необходимым условием, без которого невозможно формирование профессионального имиджа, то есть личностный имидж – база, а профессиональный – надстройка. Поэтому, формируя имидж, основной упор необходимо делать на создание личностного имиджа.

3) По виду профессии или по занятию в конкретной сфере деятельности: политик, бизнесмен, менеджер, педагог, сотрудник туристической фирмы, ресторана, гостиницы, музея, библиотеки, сферы досуга и др.

4) По степени правильности оценки личности: объективный и субъективный.

5) Целевой и стихийный имидж. Образ может складываться стихийно, а может быть результатом целенаправленных действий. В связи с этим можно различать стихийный имидж и целевой. В случае, когда имидж формируется целенаправленно, имеет смысл говорить о целевой аудитории. Целевой имидж создается с заранее заданными характеристиками, в том числе с заранее заданной эмоциональной окраской. Стихийный имидж может быть как положительным, так и отрицательным. Имидж может соответствовать или не соответствовать реальному положению дел, то есть иметь разную степень достоверности.

Имидж – это продукт многогранной деятельности человека, деятельности в самом широком смысле этого слова, внешнее проявление которой находит выражение, как в идеальных продуктах, так и в овеществленных. Это сложное системное образование, представляющее собой комплекс частных имиджей. При формировании общего имиджа личности необходимо рассматривать его составляющие:

1) Средовой имидж – это искусственная среда обитания человека, т.е. его жилище, кабинет, автомобиль. Принцип формирования: “чуть лучше, чем у всех”.

2) Габитарный имидж (“габитус” от латинского – внешность, внешний вид) – это собственная внешность – костюм, макияж, прическа и т.д. Принцип формирования габитарного имиджа через одежду: в подсознании воспринимающих людей одежда должна как минимум не ассоциироваться с той социальной группой, к которой они относятся негативно – , как максимум ассоциироваться с той группой, к которой у них положительное отношение.

3) Овеществленный имидж – это его овеществляемая продукция, т.е. те вещи, предметы, которые он создал;

4) Вербальный имидж – это то, что и как он говорит и пишет;

5) Кинетический имидж: – это мнение, возникающее о человеке на основе его кинетики – характера типичных движений или положения в пространстве частей его тела. Источником этого мнения является имиджирующая информация – прямая, посылаемая и воспринимаемая, как правило, неосознанно, и отражающая данного человека.

Существует типология имиджа Элери Сэмпсона, в которой в качестве критерия при рассмотрении личностного имиджа выделяет сочетание внешних и внутренних факторов. В соответствии с этой типологией выделяются:

1) самоимидж, который вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Если вы хотите, чтобы вас уважали, вы должны сначала уважать себя. Вся психотерапия в основном работает на уровне восстановления уважения к себе. У американского писателя Скотта Фицджеральда в его письмах было важное высказывание: всю жизнь мы боремся с чем-то в себе, а, в конце концов, обнаруживаем, что это было как раз то, что и отличало нас от других, что именно этот аспект своей личности надо было любить и лелеять, а не выталкивать.

На самоимидж оказывает влияние воспитание и жизненный опыт.

Родители и воспитатели – это наиболее сильное влияние. Если родители недооценили достижения ребенка или недостаточно часто хвалили его, ласкали его, то в этом случае может развиться тенденция излишней самокритичности, и индивид не сможет достаточно часто награждать себя похвалой, в которой мы так нуждаемся. В этом случае человек не уверен себе, обладает низкой самооценкой. Излишне же самоуверенный человек может установить для себя невероятно высокие стандарты, которые не может достигнуть. А когда другие критикуют его, может реагировать на их слова с излишней чувствительностью.

Сильное влияние оказывает жизненный опыт. Множество людей, всего лишь однажды испытав неприятные переживания при выступлении перед аудиторией, считает себя совершенно непригодным для публичных выступлений. Если изо дня в день человек по реакции окружающих познает, что его не ценят, самооценка также понижается. Уровень самоуважения можно повысить, поработав над представлением имиджа в целом. Если преодолеть свою нервозность во время выступлений на публике, то, становясь более уверенным в себе, окружающие заметят вашу уверенность и станут реагировать соответственно. Если вы заботитесь о своей внешности, люди делают вывод, что вы уважаете себя и цените себя как индивидуума, а значит, способны уважать и ценить других людей.

2) Воспринимаемый имидж, который представляет переработанную и оцененную информацию. Он отражает, как видят нас другие. Эта точка зрения может отличаться от самоимиджа. Мы часто не знаем, как реально к нам относятся, и как реально о нас отзываются.

3) Требуемый имидж, который в настоящее время является самым необходимым. Ряд профессий требует определенных имиджевых характеристик. В ряде случаев этому помогает тип одежды. Военная форма придает авторитетность. Судебная мантия отделяет от обыденности бытия. При анализе имиджа необходимо исходить из разных перспектив.

Исходя из выполняемых функций, Ф. Джевкинз выделяет следующие типы имиджа:

1) зеркальный – содержит собственное представление о человеке или организации. Он свойственен нашему представлению о себе, возникает в результате наблюдения за реакцией людей на наше поведение, слова и внешний облик. Это наше знание о том, как мы выглядим в глазах других. Обычно этот вариант имиджа более положителен, потому что психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив. Отрицательной его стороной является минимальный учет мнения со стороны.

2) Текущий – заключает в себе взгляд на человека со стороны в данный момент времени. Самой важной задачей при формировании имиджа является получение адекватной реальной информации о производимом впечатлении.

3) Желаемый – отражает идеал, к которому стремится человек или организация, также в некоторых работах встречается сходный с ним эталонный имидж, который должен соответствовать трем основным требованиям. Во-первых, он базируется на ментальном потенциале человека и ориентирован на постоянное развитие духовно-нравственных и профессионально-личностных качеств. Во-вторых, гармонично сочетает внешний облик и поведение человека с его внутренним настроем в процессе делового общения. В-третьих, настраивает человека на постоянное саморазвитие и самосовершенствование, на достижение успеха в профессиональной и иных видах деятельности. Желаемый имидж особенно важен для вновь создаваемых структур. О них еще никому ничего не известно, поэтому именно этот имидж и может выступить в виде единственно возможного.

4) Корпоративный – представляет имидж организации в целом, а не отдельных подразделений или результатов ее работы; он включает такие важные составляющие, как деловая репутация фирмы, стабильность, успешное продвижение по всем основным показателям.

5) Множественный – образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации. Например, авиакомпании используют собственную символику, единую униформу и пассажир должен узнавать символы.

Основными функциями имиджа являются:

1) профессиональная – позволяет человеку реализоваться в конкретной области современного деятельности;

2) адаптационная – необходима для комфортного приспособления к определенной среде, группе, беседе;

3) личностная реализация – позволяет максимально раскрыть индивидуальные способности и задатки применительно к конкретной сфере деятельности;

4) аксиологическая – ориентирует специалиста на индивидуальные и профессиональные ценности, являющиеся ориентиром субъективном и объективном мире;

5) эвристическая – сосредоточивает внимание специалиста на реализации своего творческого потенциала в профессиональном успехе, научном открытии, создании уникального произведения;

6) психотерапевтическая – заключается в осознании своей значимости, психологической устойчивости, уверенности, оптимизме;

7) коммуникативная – позволяет специалисту позитивно организовать и осуществлять общение на всех уровнях, получать от него максимум информации, а также воздействовать на собеседника или аудиторию в нужном для себя направлении .

Инструментарий имиджелогии.

Имиджелогия ищет наиболее эффективные методы воздействия на аудиторию с целью формирования необходимого имиджа. Основными приемами, используемыми в имиджелогии для создания определенного имиджа, являются позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, формат, вербализация, детализация, архаизация, дистанцирование, визуализация.

Позиционирование – наиболее значимая технология имиджирования. Позиционирование изначально создавалось для продажи и продвижения товаров и услуг на рынок. Позиционирование представляет собой помещение объекта (человека, товара, услуги, организации) в благоприятную информационную среду. Позиционирование состоит из последовательности операций:

1) трансформация – представляет намеренное ограничение информационного поля, что связано с отбором информации;

2) утрировка – служит выделением сильных, с точки зрения имиджмейкеров, характеристик и затушевыванием слабых сторон объекта;

3) перевод – связан с помещением объекта имиджирования в наиболее выгодное условие моделирования.

Манипулирование является достаточно распространенным способом коммуникативного воздействия. М. Мамардашвили в книге “Необходимость себя” писал: “Пример обратной, перевернутой логики: чем невероятней, тем более простой очевидностью является”. Манипулирование выполняет, с одной стороны, функцию “легенды” или “мифа”, маскирующего истинные намерения, с другой – от клиента тщательно утаивается сам факт и цель воздействия.

Мифологизация является важным инструментом имиджелогии. Она связана с построением двойного сообщения, которое воздействует на уровне сознания и подсознания. В каждом из нас на глубинном уровне присутствуют мифы и архетипы, и задача имиджмейкера заключается в том, чтобы активизировать эту символику в выгодном для себя направлении. Следует помнить, что мифы не являются приметой прошлого времени. Ю. Лотман справедливо разграничил миф и новость: миф рассказывает обо мне, новость – о других.

Эмоционализация связана с переводом какой-либо информации с рационального языка на язык эмоциональный. Эмоционально окрашенная информация легче воспринимается и запоминается.

Формат. Под ним понимают процессы создания заданных для формирования необходимого имиджа контекстов. Общеизвестно, что находящиеся в аудитории люди лучше поддаются коммуникативному воздействию, если они сидят близко друг к другу.

Вербализация основана на умении имиджмейкера общаться на языке аудитории, направлять вербализацию в нужную сторону, когда необходимо скрыть реальное положение вещей. Основными компонентами этого метода являются: “уведение” человека или аудитории от реальной ситуации, присоединение к мнению конкретного человека или группы.

Детализация повышает уровень воздействия подачи информации. Человек, как правило, больше доверяет деталям. Описание одежды, времени года, обложки книги, дата лучше запоминаются, чем абстракции, обобщения, понятия. Детали, являясь опорными сигналами, дольше сохраняются в памяти: например, запахи, цвета, вкусовые ощущения, звуки детства остаются с человеком навсегда.

Архаизация связана с выдвижением на высшую ступень заниженного уровня потребностей, например, на разграничение всех по характеристикам свой – чужой, друг – враг, хороший – плохой, добрый – злой и другие. Неполнота, неточность имиджа заведомо закладывают множество трудностей. Имидж получается фрагментарным, искаженным, отдаленным в пространстве и во времени от реального объекта.

Дистанцирование связано с искусственным снятием всего негативного, отрицательного, что разрушает позитивный имидж. Для усиления положительного имиджа следует опираться на общечеловеческие ценности, такие нравственные качества, как сострадательность, сочувствие, доброта, искренность.

Визуализация осуществляет воздействие на человека сразу по нескольким каналам, главным из которых является собственно визуальный канал .

Имиджелогия является человековедческой дисциплиной и объединяет в себе знания философии, психологии, педагогики, культурологи, политологи, стилистики внешности и одежды, этикета и др. Объектом исследования имиджелогии является человек, а предметом исследования – имидж человека.

Имидж включает в себя внешний и внутренний аспекты.

Построение имиджа – сложный процесс, который развивается по определенным законам и технологиям и состоит из четырех основных этапов.

В основе формирования имиджа положены следующие принципы: повторения; непрерывного усиления воздействия; принцип “двойного вызова”.

Современная отечественная типология имиджа выделяет следующие типы имиджей: по знаковому критерию (положительный, отрицательный, нейтральный); по виду деятельности (личностный и профессиональный); по виду профессии или по занятию в конкретной сфере деятельности; по степени правильности оценки личности (объективный и субъективный); целевой и стихийный имидж.

Основными приемами имиджелогии при формировании имиджа, являются: позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, формат, вербализация, детализация, архаизация, дистанцирование, визуализация.

Вопросы для контроля знаний

1. Дайте определение имиджелогии.

2. Объясните актуальность знаний имиджелогии для современного человека.

3. Какие дисциплины объединяет в себе имиджелогия как комплексная наука. Объясните их значение для имиджелогии.

4. Дайте определение имиджа.

5. Объясните внешний и внутренний аспекты имиджа.

6. Перечислите этапы создания имиджа.

7. Перечислите основные составляющие имиджа.

8. Какие принципы формирования имиджа вы знаете и объясните их значение.

9. Перечислите известные вам классификации и типологии имиджей.

10. Назовите основные функции имиджа.

11. Какие приемы используются при создании имиджа? Объясните их значение.

УМЕНИЕ ПОДАВАТЬ СЕБЯ

Первое впечатление

Как правило, вначале человека воспринимают по его внешнему облику, и это первоначальное впечатление накладывает отпечаток на дальнейшие взаимоотношения. Многочисленные исследования показали, что от 65% до 80% информации о человеке идет через невербальные каналы восприятия. Когда мы впервые встречаем другого человека, яркое впечатление о нем формируется в первые несколько мгновений, устойчивое мнение – в пределах от тридцати секунд до четырех минут. Первые впечатления очень сильны и долговременны. При первой встрече нам приходится составлять мнение о других людях с тем, чтобы знать, как начинать и продолжать общение с ними. Мы принимаем решение о типе человека, посмотрев на него лишь несколько секунд. Так устроен наш мир, поскольку на больше у нас нет времени. Зачастую именно это первое впечатление, которое мы производим, может оказать решающее влияние на нашу дальнейшую судьбу, например, при приеме на работу. Более того, то, как воспринимают нас окружающие, во многом определяет нашу жизнь, наш успех в работе и бизнесе.

Люди при первой встрече отмечают характерные черты других людей в следующем порядке: цвет кожи; пол; возраст; размеры; выражение лица; визуальный контакт; волосы; сложение; одежда; характер движений.

А психолог Альберт Мехрабян утверждает, что: 55% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяется тем, что они видят. Это касается цвета кожи и волос, внешнего вида, позы, мимики жестов, выражения лица, характера зрительного контакта. 38% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяются тем, что они слышат, т.е. тоном и высотой голоса, темпом речи, использованием пауз, ясностью речи, произношением и акцентом, и только 7% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяются теми словами, которые они слышат.

Исследование формирования впечатления о ранее незнакомом человеке показало, что первичная информация о неком лице, получаемая другими людьми, имеет значительно больший вес в формировании у них впечатления о нем, чем информация, полученная позднее.

В одном классическом эксперименте человека, который сначала представился экстравертом, но позднее повел себя как интроверт, почти все наблюдатели охарактеризовали как экстраверта. Первичные впечатления формируют мыслительную схему, своего рода искажающий фильтр, через который пропускается и интерпретируется поступающая информация.

Благодаря эмоциональной памяти люди запечатлевают, сохраняют и удерживают в себе на некоторое время образы, впечатления и представления. Эмоциональная память имеет в плане имиджа, по сравнению с другими видами памяти, значительное преимущество – чисто житейское: в рамках обыденного сознания в виде запомнившихся впечатлений. Если заложить в эмоциональную память людей свой привлекательный образ, то он в последующем общении с ними может закрепить это впечатление. Так зарабатываются очки и популярность. Без апелляции к эмоциональной памяти людей, умелого ее подпитывания соответствующей информацией невозможно обрести достойный имидж.

Большое значение на формирование первого впечатления также оказывает фактор физической привлекательности.

Чтобы понять значение физической привлекательности женщин, обратимся к глубокому прошлому – к доисторическим временам. В древности рождение и воспитание потомства были основными функциями женщин. Предпочтение отдавалось тем из них, которые имели привлекательное, здоровое и выносливое тело. А природная красота – т.е. состояние волос и кожи, гармоничные пропорции тела – указывает на физическое здоровье женщины, и, следовательно, на ее способность родить полноценного ребенка, способного выжить в жестких климатических условиях. Сейчас мы даже не задумываемся о том, что культ телесной красоты связан с функцией продолжения рода и условиями выживания в сложных климатических условиях.

Еще Аристотель говорил, что классически красивым в человеке является то, что целесообразно для его жизнедеятельности. Например, густые ресницы, что считается красивым, они более надежно защищают глаза, дают больше шансов во время увидеть опасность и вовремя спастись. А значит выживаемость особей с густыми ресницами пусть на немного, но больше и они более “целесообразны” для рода человеческого. И естественно, что мужчины оценивают такую женщину как более “ценную” для рода человеческого и поэтому стремятся к ней. Ну а как быть той, которой природа не дала густых ресниц? А ведь ей тоже хочется, чтобы и к ней стремились. Как тогда? И тогда она начинает манипулировать их густоту с помощью туши. Т.е. тушь для ресниц – это имитация своего здоровья, своей “целесообразности”. Красная помада для губ та же имитация насыщения крови гемоглобином, имитация здоровья, а, следовательно, демонстрация своей целесообразности. Таким образом, применение любых косметических средств подчеркивает целесообразность и жизнедеятельность человека. Теория “целесообразного макияжа” также опирается на общий принцип природы: красиво то, что целесообразно. Беря в руки помаду, лак для ногтей, тушь для ресниц мы не думаем, что таким образом имитируем свою “целесообразность”. Не думают об этом и мужчины, видя тот или иной макияж на лице женщины. Но на уровне подсознания у мужчин действуют те же древние инстинкты, с помощью которых они оценивали женщину своего племени.

Позитивное восприятие имиджа начинается с установления первого контакта при знакомстве или представлении себя где-либо, то есть при самопрезентации. Негативное первое впечатление может испортить позитивный имидж, поэтому необходимо учиться самопрезентации и управлению первым впечатлением о себе.

Презентация имиджа включает три компонента:

1) самоимидж (“Я – концепция”, самооценка);

2) “подаваемый” имидж – то, как, по вашему мнению, вас видят и воспринимают другие. Чем ближе это представление к вашему самоимиджу, тем лучше и тем увереннее вы будете себя чувствовать в этом отношении;

3) “принимаемый” имидж – то, как другие в действительности видят вас.

Формирование первого впечатления – довольно сложный процесс, имеющий психологическую структуру, динамику. Специалисты по коммуникации считают, что первое впечатление о человеке формируется в нашем сознании в промежуток от 4 секунд до 4 минут. Существует закономерность, которую психологи называют правилом 90/90, суть которого в том, что 90% представления о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения.

Психологической сущностью формирования первого впечатления является межличностное оценивание человека. При первом впечатлении формируется образ человека по определенным признакам. Такими признаками прежде всего являются невербальный язык тела и речь человека (лексикон, компетентность, тезаурус (лингвистический словарь)), а также специфические эталоны-стереотипы других людей, управляющие процессом оценивания.

В литературе выделяют три группы эталонов-стереотипов, отражающих базис, на котором осуществляется оценка:

1) антропологические (связаны с внешним обликом человека, в том числе с его визуальным имиджем).

2) Эмоционально-эстетические. Формируются под влиянием собственного, приобретенного опыта и воспитанного, привитого семьей. Это чувствительность, чуткость, понятие прекрасного и др.

3) Социальные (связаны со статусом и родом деятельности человека).

Большую роль в формировании благоприятного первого впечатления играет психологическая установка, а также внешние данные человека. Процессом формирования благоприятного впечатления необходимо управлять. Характерные черты, отмечаемые при первой встрече, которые поддаются управлению, следующие:

1) физическая привлекательность. Человек может стать физически более привлекательным, если будет работать над своим телом и визуальным имиджем. Особенно производят впечатление на другого человека лицо и осанка. Фейсбилдинг (“строительство лица”) и физические упражнения, здоровый образ жизни, развитие вкуса и личная гигиена – все это способствует физическому совершенствованию. Осанка, красивая походка, приятные позы обычно ассоциируются с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством человека, делают его красивым. А эффект обаяния и красоты, как известно, способен приписать человеку без всякого на то фактического основания исключительно положительные черты характера и нравственные качества.

2) Самопрезентация. Заключается в умении в процессе представления сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и всячески отвлечь внимание от недостатков. Это во многом будет зависеть от умения владеть психологической инициативой, от остроумия, выразительности и особого рода артистичности.

3) Стиль одежды. Выбор стиля одежды обычно рассматривается как свидетельство того, что человек собой представляет, какой у него образ собственного “я”. Влияют на первое впечатление о человеке при оценке стиля его одежды следующие его особенности:

а) соответствие случаю (ситуативная уместность: деловое совещание или вечерний раут);

б) опрятность и эстетичность;

в) соответствие устоявшемуся стереотипу;

г) со вкусом подобранные аксессуары;

д) гармония с самим человеком.

При восприятии внешнего облика большую роль играет “эффект края”, когда самая верхняя и самая нижняя точки внешнего вида человека привлекут при первом контакте наибольшее внимание. Верхней точкой внешнего вида является прическа, а нижней – обувь.

4) Переживаемое эмоциональное состояние. Сильные эмоции способны овладевать окружающими. Хорошее первое впечатление производят люди, генерирующие вдохновение, оптимизм и другие положительные эмоции.

5) Чувство юмора. Создать приятное впечатлении человеку помогает его чувство юмора. Лучшими шутками считаются те, которые помогают в определенной ситуации снять напряжение и разрядить обстановку .

2.2 “Я – концепция”

“Я – концепция” – первый этап работы в технологии личного обаяния, этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение к миру и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе. С имиджем связаны такие понятия как, “Я – образ”, “Я – концепция”, “Зеркальное Я” .

“Я – концепция” – это относительно устойчивая, в той или иной степени осознанная, неповторимая система представлений о самом себе. Это итог познания и оценки самого себя в условиях различных ситуаций, итог осмысления мнений других людей о себе и сопоставления их с самооценкой .

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих личных возможностей, качеств и места среди других людей.

Истоки представлений о “Я – концепции” восходят к трудам У. Джемса, который рассматривал глобальное, личностное Я как двойственное образование, соединяющее в себе Я – сознающее, трактуемое им как чистый опыт, и Я – объект, означающее содержание этого опыта. Таким образом, способность самовосприятия у У.Джемса выступает как врожденное свойство психики и не зависит от социального взаимодействия. Функция самоотражения, самопознания, выражаемая в его концепции понятием Я – объект, составляет естественное, простое и ничем не обусловленное свойство психики, присущее индивиду от природы и не нуждающееся для своего проявления в каких-либо внешних воздействиях.

В подходе К. Роджерса “Я – концепция” является центральным понятием. “Я – концепция” или “Самость” определяется им как “организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств “Я” или “меня” и восприятий взаимоотношений “Я” или “меня” с другими людьми или различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями.

Т. е., “Я – концепция”, по К. Роджерсу означает концепцию человека о том, что он из себя представляет. Она включает в себя те характеристики, которые человек приписывает себе, в том числе ролевые образы, формируемые в результате социальных транзакций. Таким образом, “Я – концепция” может включать некий набор образов “Я” – родителя, супруга, студента, служащего и т.д., причем эти образы основаны не только на восприятии того, каковыми мы являемся в действительности, но и того, какими по нашему мнению, мы должны быть или хотели бы быть. Этот последний компонент “Я” называется “Я – идеальное”. По К. Роджерсу, “Я – идеальное” отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это “Я”, которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Важной характеристикой “Я – концепции”, по К. Роджерсу, является то, что она включает в себя позитивное или негативное отношение к себе. Вместе с “Я – концепцией” у индивида еще в детском возрасте развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, которая затем в результате интернализации порождает потребность в позитивном отношении самого индивида к самому себе, которая и составляет содержание стремления к самоактуализации. Т. е., позитивное внимание к себе соотносится с удовлетворением при ободрении и неудовлетворением при неодобрении себя, так, словно “Я – концепция” становится для самой себя “значимым социальным другим”.

Как полагал К. Роджерс, развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках.

Самопознание своей духовности выступает одним из исходных условий подготовки к созданию себе достойного имиджа. Также К. Роджерс разработал гипотезу самоутверждения. Ее смысл состоит в том, что самоутверждение есть не что иное, как процесс снятия индивидом с самого себя одной за другой маски. Снимаемые маски – это то, что он есть. Обнаружение в итоге незнакомых аспектов своего “Я” – это то, что может послужить духовной основой в процессе становления личности. Чем значительнее в этом успехи, тем выше индекс собственного самоуважения, что является общей самооценкой личности.

“Я – концепция”, по Р.Бернсу, “динамическая совокупность установок, направленных на самого себя”. “Я – концепция”, имеет три составляющие:

1) образ “Я” – представление индивида о себе, как когнитивная составляющая “Я – концепции”;

2) самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа “Я” могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

3) потенциальная поведенческая реакция – то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом “Я” и самооценкой.

“Я – концепция” в описании Р. Бернса предполагает три основные моральности самоустановок: зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие; реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т.е. с его представлениями, каков он на самом деле; идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать .

Каждый человек имеет самоконцепцию, или концепцию “Я”, основываясь на своем мнении о том, кто он есть. Представление о самом себе, так называемый образ “Я”, складывается из идей, установок, ощущений, мыслей относительно самого себя, которые влияют на наши взаимоотношения с окружающими. Психологи обнаружили, что мысли о самом себе служат для корректировки всей поступающей информации и влияют на наши действия. Человек, чувствующий себя неудачником, скорее всего найдет способ потерпеть неудачу .

Положительная “Я – концепция” определяется тремя факторами: твердой убежденностью в том, что вы импонируете другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.

“Я – концепцию”, в сущности, определяет индивид: что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, имидж, манеры, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Сосредоточимся на трех основных составляющих “Я-концепции”.

Представления индивида о самом себе кажутся ему значимыми независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, истинны или ложны.

Если перед нами стоит задача описать какого-то индивида, мы будем использовать прилагательные: “надежный”, “общительный”, “сильный”, “совестливый” и т. д. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности. Все они входят в образ Я с различным удельным весом: одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – способ охарактеризовать неповторимость каждой личности посредством сочетания ее отдельных черт.

Следующая составляющая “Я – концепции – оценочная. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Не вызовут разногласий лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью. В основном же попытки охарактеризовать себя очень субъективны.

Наша самооценка непостоянна, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источник оценочных представлений индивида о себе – его социокультурное окружение. Например, слова “скучный”, “толстый”, “ленивый” содержат изначально негативную оценку, в то время как “умный”, “смелый”, “надежный” – позитивную. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Имиджмейкер, работающий с “Я – концепцией” клиента, с помощью такого метода, как самовнушение, может повысить заниженную самооценку индивида.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Это нашло свое отражение в методике “Я – концепции”. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Для понимания самооценки важны три момента. Важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я – представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Индивид оценивает успешность собственных действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом: люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом “вписаться” в структуру общества.

За последние десятилетия слово «имидж» прочно вошло в нашу жизнь. О нем рассуждают политики и бизнесмены, спорят ученые и журналисты. На создание положительного имиджа тратятся огромные усилия, деньги, время.

В сознании современного человека все больше закрепляется пред­ставление об имидже как о ценности, от наличия и уровня которой зависит успех, эффективность любой деятельности. Это по­рождает социальный спрос на формирование имиджа. Спрос вызыва­ет к жизни целый спектр предложений: консультирование в области имиджа; услуги в области формирования имиджа (имиджмейкинг); продажа продуктов, позиционируемых в качестве средств создания имиджа (одежда, аксессуары, предметы интерьера и др.); образ жиз­ни, создающий соответствующий имидж. Учитывая огромные масш­табы и специфичность этого рынка, сегодня можно с полным основанием говорить об индустрии имиджа, которая находится на этапе бур­ного развития.

Истоки имиджелогии как социального явления уходят корнями в глубокую древность. Об этом можно прочитать у античных авторов Греции и Рима. Так, великий римский оратор и политический деятель Цицерон подчеркивал необходимость специальных усилий по созданию по­ложительного имиджа: «Для того, чтобы нам было легче всего ка­заться такими, каковы мы в действительности, – хотя важнее всего, чтобы мы были такими, какими хотим считаться, – все-таки надо преподать кое-какие наставления».

Каждый человек интуитивно стремится показать себя с лучшей стороны, выделяя тем или иным образом свои положительные каче­ства. Это проявляется уже при первом знакомстве с человеком, кото­рому хотят понравиться.

Слово «имидж» в наши дни весьма популярно. «Image» в перево­де с английского – «образ», «облик», «изображение».

Понятие «имидж» возникло на Западе в 1950-х гг. и первоначаль­но использовалось в рекламной деятельности. В 1960-е гг. этот термин распространился на сферу предпринимательства. Он рассматривался как основное средство «воздействия на потребителя». Позднее «имидж» стал основным элементом теории publicrelations (в пер. с англ. – публичное отношение)и прочно пошел в общественную и политическую жизнь. В отечественную научную литературу понятие «имидж» было введено в 70-е годы 20 века.

Имидж – это стихийно или целенаправленно формируемый образ, оказывающий эмоционально–психологическое воздействие на окружающих.

Имидж – образ человека в глазах других людей.

Имиджелогия – наука, изучающая создание образа человека или явления в сознании других людей.

Потребность в специалистах в этой сфере вызвала к жизни про­фессию имиджмейкера.

Имиджелогия выделяет следующие виды имиджей:

– личности,

– пред­приятия,

– товара,

– страны и др.

Имидж личности – это индивидуальный имидж человека как личности (персональный имидж) и профессионала (профессиональный имидж). Персональный имидж включает внешние атрибуты (лицо, одежду, прическу и т.д.), индивидуальные характеристики (голос, речь, манеру поведения и т.д.), личностные качества (темперамент, характер и т.д.). Профессиональный имидж как восприятие человека как специ­алиста в рамках его профессии включает профессиональ­ные знания, умения и опыт, а также специфические личные качества, необходимые для достижения высокого мастерства в рамках избран­ной профессии. Для менеджера (лидера) этот вид имиджа имеет определяющее значение со стороны деловых партнеров.

Имидж предприятия как образ предприятия, организации, компании, фирмы представляет собой значимый нематери­альный актив. Он отражает престиж, репутацию, успех и стабильность организации. Ус­пешность корпорации напрямую зависит от ее имиджа.

Например, бренды наиболее известных компаний, пользующиеся устойчивой популярностью на мировом рынке, могут иметь цену, превышающую балансовую стоимость самой компании.

Имидж товара определяет активность его реализации. При наличии множества объективно близких марок потребитель начинает реагиро­вать на символические различия между ними, которые могут быть пред­варительно внедрены в образ данного товара специалистами.

Имидж страны – это восприятие зарубеж­ной общественностью национальных особенностей населения, уровня экономического развития, политического строя, культуры, природных особенностей и многих других факторов, незримо присутствующих в образе любого государства. Наличие негативных аспектов имиджа может препятствовать взаимоотношениям с другими государствами, а также во внутреннем развитии.

В имидже многих стран присутствуют определенные стереотипы, которые стали неотъемлемы­ми частями их образа. Всем известна немецкая пунктуальность, швейцарская точность, американская деловитость, итальянская любвеобильность, фран­цузская утонченность, английская порядочность, загадочная русская душа.

Мы будем отно­сить и изучать понятие имиджа прежде всего к личности.

Специалисты связывают феноменальный рост популярности имид­жа с двумя тенденциями современного мира: повышением значимости самовыражения личности и бурным развитием средств коммуника­ций.

Виды имиджа

По типу социального объекта имидж может создаваться в отношении:

1. продукта (материального продукта, духовного продукта или услуги);

2. торговой марки;

3. организации;

4. личности;

5. вида деятельности;

6. образа жизни;

7. социальной группы или социального слоя.

Имидж социального объекта представляет собой достаточно сложное восприятие индивидами социального объекта, который изменяется во времени в соответствии с потребностями индивидов или социальных групп. В связи с этим мы можем выделить виды имиджа объекта, которые представлены на рис. 1.

Имидж

Рис. 1. Виды имиджа социального объекта

Как видно из рисунка, мы можем описать следующие виды имиджа.

1. Первичный имидж представляет собой комплексное представление о конкретном социальном объекте или деятельности людей, отраженное в сознании членов общества или социальных групп по результатам первичного знакомства индивидов с этим объектом. Это означает, что члены социальных групп создали свое впечатление об объекте на основе кратковременного взаимодействия с объектом, слухов, единичного потребления продукта какой-либо фирмы и т. д. Другими словами, это означает, что первичный имидж формируется до целенаправленного воздействия на целевую аудиторию со стороны специалистов связей с общественностью. Очевидно, что в ходе деятельности по связям с общественностью первичный имидж служит отправной точкой для коммуникативного воздействия на целевые аудитории, он показывает отрицательные и положительные стороны самого первого, стихийного, не управляемого со стороны восприятия данной организации, со стороны общественности. Первичный имидж социального объекта следует разделять на два вида: размытый и детальный. Размытый первичный имидж организации или другого социального объекта основан на косвенных деталях, которые бессознательно усваиваются членами целевых аудиторий, легко ускользают из сознания. Люди с трудом могут пояснить, почему они относятся определенным образом к тому или иному объекту. Детальный первичный имидж основан на значительном массиве информации, которой располагают члены целевой аудитории в отношении организации, личности, продукта или какого-либо другого социального объекта. Люди в значительно большей степени осведомлены о социальном объекте, что может привести как к большей приверженности по отношению к данному объекту, так и к большей критичности в отношении отдельных сторон этого объекта.

2. Идеальный имидж. Этот комплексный образ существует только в сознании исследователей, специалистов по связям с общественностью и заказчиков. Идеальный комплексный образ объекта формируется как наилучшее восприятие фирмы, личности, социальной группы или вида деятельности без учета имеющихся ресурсов и ограничений со стороны внешнего окружения. Идеальный имидж принципиально недостижим, его характеристики должны быть более предпочтительными, чем характеристики потребного имиджа. Очевидно, что идеальный имидж служит ориентиром, идеалом, который стимулирует деятельность, задает основные направления улучшения образа социального объекта.

3. Потребный имидж. Под потребным имиджем мы будем понимать тот образ фирмы, личности, социальной группы или вида деятельности, который необходим для известности и успеха и может быть сформирован с учетом имеющихся ресурсов. Потребный имидж, так же как и идеальный имидж, существует только в головах заказчиков и разработчиков пиар-проектов. Однако принципиальным отличием идеального и потребного имиджа следует считать то обстоятельство, что потребный имидж может быть сформирован при условии максимально полного использования всех имеющихся ресурсов и при максимально благоприятной обстановке, которая складывается во внешнем окружении социального объекта. Очень часто потребный имидж называют имиджем использования наиболее благоприятных возможностей. Действительно, этот имидж может сформироваться только в случае наиболее полного использования потенциала работников PR-агентства, наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и при наличии наиболее благоприятных условий во внешнем окружении.

4. Вторичный имидж. Этот имидж иногда называют реальным имиджем, так как это комплексное представление формируется в ходе воздействия специалистов по связям с общественностью на целевые аудитории. Вторичный имидж – это результат деятельности специалистов по связям с общественностью в отношении какого-либо социального объекта. Вторичный имидж, как правило, оценивается на основе его сравнения с первичным имиджем. При этом важно четко определять, какие именно характеристики первичного имиджа были изменены в направлении достижения целей, какие остались неизменными, а также отметить те характеристики, которые отклонились от поставленных целей в результате побочного влияния действий специалистов по связям с общественностью. Вторичный имидж мы можем разделить на два типа. Одной из разновидностей вторичного имиджа следует признать плановый имидж. Это комплексное представление, которое должно сложиться у представителей целевых аудиторий в результате осуществления всего комплекса мероприятий со стороны специалистов по связям с общественностью. Очень часто плановый имидж совпадает с потребным имиджем. Однако плановый вторичный имидж зависит от конкретных целей, которые ставят перед собой исследователи. Кроме того, плановый вторичный имидж весьма конкретен, он включает в себя этапы формирования и способы действий специалистов по связям с общественностью. Фактический (реальный) вторичный имидж представляет собой существующий в действительности результат действий специалистов по связям с общественностью, направленный на изменение первичного имиджа объекта.

Контрольные вопросы:

1. Как понимается значение слова «имидж» в повседневной жизни?

2. Кто и когда ввел понятие «имидж» в научный оборот?

3. Перечислите основные подходы к пониманию имиджа.

4. К каким понятиям термин «имидж» близок по своему значению?

5. Кто такой имиджмейкер?

6. Перечислите основные характерные черты имиджа.

7. Что является главной функцией имиджа?

8. Каковы коммуникативные функции имиджа?

9. Перечислите виды имиджа, которые вам известны. Дайте им краткую характеристику.


Close