Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

17 февраля – единый урок Мужества Эта дата посвящена героям нашей современной России. Героизм, честь, сила воли, неравнодушие – те качества, которые характеризуют гражданскую позицию личности и получают общественное признание в современной России.

3 слайд

Описание слайда:

Цель урока мужества Развитие представлений обучающихся об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков их сверстников

4 слайд

Описание слайда:

Задачи урока Мотивация обучающихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям. Включение обучающихся в социальную полезную деятельность, используя примеры неравнодушных россиян. Повышение познавательного интереса обучающихся к социально значимой общественной деятельности, направленной на формирование позитивного отношения к окружающим, нуждающимся в помощи.

5 слайд

Описание слайда:

В 2007 году по инициативе президента страны Владимира Путина было внесено изменение в федеральный закон Российской Федерации «О днях воинской славы и памятных датах России», в соответствии с которым днём чествования Героев современной России в нашей стране установлена дата 9 декабря - День памяти Героев Отечества. Эта дата приурочена к выдающемуся событию эпохи правления императрицы Екатерины II, которая в 1769 году учредила орден Святого Георгия Победоносца.

6 слайд

Описание слайда:

Геро́й Росси́йской Федера́ции - государственная награда Российской Федерации- звание, присваиваемое за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига. Герою Российской Федерации вручается знак особого отличия - медаль «Золотая Звезда».

7 слайд

Описание слайда:

Первым удостоенным звания Героя Российской Федерации стал начальник Липецкого центра боевой подготовки и переучивания лётного состава генерал-майор авиации Суламбек Сусаркулович Осканов. Высокое звание ему было присвоено указом Президента РФ № 384 от 11 апреля 1992 года (посмертно). При выполнении 7 февраля 1992 года лётного задания на самолёте МиГ-29 произошёл отказ техники, и генерал Осканов ценой своей жизни предотвратил падение самолёта на населённый пункт. Вдове С. С. Осканова была вручена медаль «Золотая Звезда» № 2, потому что в руководстве России решили, что Герой России № 1 должен был быть живым.

8 слайд

Описание слайда:

Медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена лётчику-космонавту Крикалёву Сергею Константиновичу за выполнение длительного космического полёта на орбитальной станции «Мир». Звание Героя Российской Федерации ему было присвоено указом Президента РФ в этот же день (11 апреля 1992 года), но более поздним указом (№ 387).

9 слайд

Описание слайда:

По имеющимся данным, общее число награждённых (по состоянию на 26 декабря 2013 года) составляет 1006 человек, из них 460 награждены посмертно.

10 слайд

Описание слайда:

Среди удостоенных звания - лётчики-космонавты, военнослужащие, участники Великой Отечественной войны и иных боевых действий, лётчики-испытатели, спортсмены, разведчики, учёные и многие другие.

11 слайд

Описание слайда:

Серге́й Алекса́ндрович Со́лнечников Родился 19 августа 1980, в Потсдаме, погиб 28 марта 2012, в Амурской области - российский офицер, майор войск связи, ценой своей жизни спасший подчинённых ему солдат при взрыве боевой гранаты. Герой Российской Федерации (2012).

12 слайд

Описание слайда:

2 апреля 2012 года С. А. Солнечников с воинскими почестями похоронен на городском кладбище № 2 в городе Волжский Волгоградской области, в котором проживают его родители и родная сестра. 3 апреля 2012 года Указом Президента Российской Федерации майору Солнечникову С. А. за героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

13 слайд

Описание слайда:

2 апреля 2012 года Дума г. Благовещенска, приняла решение назвать одну из улиц нового квартала города именем Сергея Солнечникова. 24 апреля 2012 года в Белогорске была открыта памятная стела майору Сергею Солнечникову. 7 мая 2012 года в Белогорске на Аллее Славы установлена плита со звездой в память о Герое России майоре Сергее Солнечникове.

14 слайд

Описание слайда:

Майор Сергей Солнечников совершил свой подвиг ровно через десять лет после такого же подвига Героя России сержанта С. А. Бурнаева. 28 марта 2002 года во время спецоперации в городе Аргун Чеченской Республики Сергей Бурнаев закрыл своим телом брошенную боевиками гранату и погиб так же, защищая своих товарищей.

15 слайд

Описание слайда:

Андрей Алексеевич Туркин (21 октября 1975 года, г. Орск, СССР - 3 сентября 2004 года, г. Беслан, Северная Осетия - Алания,Россия) - офицер Управления «В» («Вымпел») Центра специального назначения Федеральной службы безопасности Российской Федерации, лейтенант, погибший при освобождении заложников во время теракта в Беслане. Посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.

16 слайд

Описание слайда:

Вместе с группой «Вымпел» Туркин прибыл в город Беслан Республики Северная Осетия - Алания, в котором 1 сентября 2004 года группа в составе 32-х террористов захватила свыше тысячи детей и взрослых в здании школы № 1.

17 слайд

Описание слайда:

После того как на третий день в спортзале, где содержались большинство заложников, произошли взрывы, вызвавшие частичное обрушение крыши и стен спортзала, выжившие люди стали разбегаться. Штурмовая группа Андрея получила приказ на штурм здания, так как боевики открыли ожесточённый огонь по заложникам. Еще в начале штурма Туркин получил ранение, когда он в составе своего подразделения под мощным огнём боевиков ворвался в здание школы, но не вышел из боя.

18 слайд

Описание слайда:

Прикрывая огнём спасение заложников, лейтенант Туркин лично уничтожил одного террориста в столовой, куда боевики перегнали многих выживших после взрывов в спортзале заложников. Когда другой бандит бросил в скопление людей гранату, Андрей Туркин закрыл их своим телом, ценой собственной жизни сохранив заложников.

19 слайд

Описание слайда:

Мы кричали, чтобы не стреляли, что здесь заложники. Потом Альфовцы выбили решетку и запрыгнули в столовую. Боевик по имени Ибрагим вскочил из-за печки, кинул гранату с криком «Аллах, Акбар». Произошел взрыв, мне раздробило осколком ногу. Альфовец прыгнул на нас и накрыл нас собой. Потом нас стали спасать. Я не видела, что у меня кровь идет из ноги, попыталась встать и почувствовала, что моя нога подо мной провалилась. Я упала, но все равно продолжала ползти. Потом меня вытащили. (Надежда Бадоева, заложница, спасённая Андреем Туркиным.)

20 слайд

Описание слайда:

За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2004 года лейтенанту Туркину Андрею Алекcеевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации (медаль № 830).

21 слайд

Описание слайда:

Юные герои ВОВ - Лёня Голиков, Зоя Космодемьянская, Валя Котик,– имена этих героев стали символом эпохи, символом мужества и отваги. Их подвиги прославлены поэтами и писателями, о них рассказывают в учебниках и приводят в пример подрастающему поколению. И это абсолютно правильно. Но возникает резонный вопрос: неужели в нашем Великом Отечестве перевелись герои? Почему на слуху одни и те же имена из нашего великого прошлого и почти не слышно имен героев и современников?

22 слайд

Описание слайда:

Нет, герои в России не перевелись. Героев в нашем Великом Отечестве меньше не стало. Но об их подвигах стали меньше говорить, а чаще молчать. Они, эти герои, совсем юны. Это дети. Но их возраст не помешал им совершить героический поступок, когда это стало нужным. Два мальчика – 7-и и 12-ти лет, стали самыми молодыми кавалерами Ордена Мужества. Женя Табаков и Данил Садыков – герои нашего времени.

23 слайд

Описание слайда:

ЖЕНЯ ТАБАКОВ О подвиге Жени Табакова рассказывали в программе «Открытая студия» на 5-м канале. Самый юный герой России. Настоящий Мужчина, которому было всего 7 лет. Единственный семилетний обладатель Ордена Мужества. К сожалению, посмертно. Трагедия разыгралась вечером 28 ноября 2008г. Женя и его двенадцатилетняя старшая сестра Яна были дома одни. В дверь позвонил неизвестный мужчина, который представился почтальоном, принёсшим якобы заказное письмо. Яна не заподозрила ничего неладного и разрешила ему зайти. Войдя в квартиру и закрыв за собой дверь, «почтальон» вместо письма достал нож и, схватив Яну, стал требовать, чтобы дети отдали ему все деньги и ценности. Получив от детей ответ, что они не знают, где деньги, преступник потребовал от Жени искать их, а сам потащил Яну в ванную комнату, где стал срывать с неё одежду. Видя, как он срывает с сестренки одежду, Женя схватил кухонный нож и в отчаянии воткнул его в поясницу преступника. Взвыв от боли, тот ослабил хватку, и девочка сумела выбежать из квартиры за помощью. В ярости несостоявшийся насильник, вырвав нож из себя, стал вонзать его в ребенка (на теле Жени насчитали восемь колотых ран, несовместимых с жизнью), после чего бежал. Однако нанесенная Женей рана, оставляющая за собой кровавый след, не позволила ему уйти от погони. Указом Президента РФ от 20 января 2009г. за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга Табаков Евгений Евгеньевич был посмертно награждён орденом Мужества. Орден получала мама Жени Галина Петровна.

Отгремела война, Свой кровавый собрав урожай. Сколько лет пронеслось, Сколько новых забот пережито! Время мчится вперёд, Время к новым спешит рубежам, Но никто не забыт, И навеки ничто не забыто! Отгремела война, Свой кровавый собрав урожай. Сколько лет пронеслось, Сколько новых забот пережито! Время мчится вперёд, Время к новым спешит рубежам, Но никто не забыт, И навеки ничто не забыто!


Начало войны. Начало войны.Начало войны.Начало войны. Битва за Москву. Битва за Москву.Битва за Москву.Битва за Москву. Блокада Ленинграда. Блокада Ленинграда.Блокада Ленинграда.Блокада Ленинграда. Коренной перелом в ходе войны (Сталинградская и Курская битвы). Коренной перелом в ходе войны (Сталинградская и Курская битвы).Коренной перелом в ходе войны (Сталинградская и Курская битвы).Коренной перелом в ходе войны (Сталинградская и Курская битвы). Победа. Победа.Победа.








30 августа началась битва за Москву. Немцам удалось подойти к городу на 20 – 25 км. Только героизм простых воинов спас положение. 28 героев-панфиловцев остановили 50 немецких танков, пожертвовав собой. В. Памфилов. Подвиг гвардейцев- панфиловцев. Битва за Москву






Я. Николаев. Ленинград. Зима гг. Очередь за хлебом. В сентябре 1941 г. началась блокада Ленинграда, длившаяся 900 дней. Жители города получали в день по г. хлеба, но продолжали бороться и работать, выпуская продукцию, необходимую фронту. По льду Ладоги была проложена «Дорога жизни». В сентябре 1941 г. началась блокада Ленинграда, длившаяся 900 дней. Жители города получали в день по г. хлеба, но продолжали бороться и работать, выпуская продукцию, необходимую фронту. По льду Ладоги была проложена «Дорога жизни». Блокада Ленинграда


Несмотря на сложности, город старался жить нормальной жизнью. Блокада унесла жизни сотен тысяч ленинградцев, но город выстоял и 18 января 1944 года Красная Армия окончательно сняла блокаду. В. Серов, И. Серебряный, А. Кузнецов. Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года. Блокада Ленинграда
















Нет в истории человечества войны более жестокой и страшной, чем Великая Отечественная годов! Нет в истории и подвига более яркого и бессмертного, чем несгибаемое мужество солдата Победы. Поклонимся светлой памяти павших в боях солдат Отчизны!












Ответьте на вопросы: Что такое патриотизм? Что такое патриотизм? Считаете ли вы себя патриотом? Считаете ли вы себя патриотом? Как вы думаете, в какое время ярче всего выражается у человека патриотические чувства? Как вы думаете, в какое время ярче всего выражается у человека патриотические чувства? Как вы понимаете, что такое война? Как вы понимаете, что такое война? Почему Великая Отечественная война получила такое название? Почему Великая Отечественная война получила такое название? Кто такие фашисты? Кто такие фашисты? Благодаря чему наша армия одержала победу? Благодаря чему наша армия одержала победу? Расскажите о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны Расскажите о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны Итог урока


1. Выбери правильный ответ: Полководец, под командованием которого были одержаны решающие победы в Великой Отечественной войне: а) А. Суворов; б) Г. Жуков; в) М. Кутузов. 1. Выбери правильный ответ: Полководец, под командованием которого были одержаны решающие победы в Великой Отечественной войне: а) А. Суворов; б) Г. Жуков; в) М. Кутузов. 2. Когда состоялся Парад Победы на Красной площади? а) 9 мая 1945 г.; б) 24 июня 1945 г.; в) 2 сентября 1945 г. 2. Когда состоялся Парад Победы на Красной площади? а) 9 мая 1945 г.; б) 24 июня 1945 г.; в) 2 сентября 1945 г. 3. На месте какого русского города по приказу Гитлера должно было возникнуть море? а) Ленинграда; б) Москвы; в) Смоленска. 3. На месте какого русского города по приказу Гитлера должно было возникнуть море? а) Ленинграда; б) Москвы; в) Смоленска. 4. Так в нашей истории называют войны, в которых решалась судьба родины, Отечества: а) отечественная; б) гражданская; в) мировая. 4. Так в нашей истории называют войны, в которых решалась судьба родины, Отечества: а) отечественная; б) гражданская; в) мировая. Итоговый тест


Где Красная Армия нанесла первое поражение фашистам? а) на Курской Дуге; б) при прорыве блокады Ленинграда; в) в Битве за Москву. 6. Подчеркни лишнее: а) Битва за Москву; б) Сталинградская битва; в) Куликовская битва. 7. Восстанови последовательность событий, расставив цифры от 1 до 4: Окончание Второй Мировой войны ____ Окончание Второй Мировой войны ____ Сталинградская битва. ____ Сталинградская битва. ____ Взятие Берлина. ____ Взятие Берлина. ____ Прорыв блокады Ленинграда. ____ Прорыв блокады Ленинграда. ____ Итоговый тест


8.Установите соответствие (проведите стрелки):* 8.Установите соответствие (проведите стрелки):* Курская дуга Битва за Москву Блокада Ленинграда Начало Великой Отечественной войны Защитники Брестской крепости Самое крупное танковое сражение Подвиг гвардейцев- панфиловцев Дорога жизни 8888 Итоговый тест




1. Выбери правильный ответ: Полководец, под командованием которого были одержаны решающие победы в Великой Отечественной войне: а) А. Суворов; б) Г. Жуков; в) М. Кутузов. 1. Выбери правильный ответ: Полководец, под командованием которого были одержаны решающие победы в Великой Отечественной войне: а) А. Суворов; б) Г. Жуков; в) М. Кутузов. 2. Когда состоялся Парад Победы на Красной площади? а) 9 мая 1945 г.; б) 24 июня 1945 г.; в) 2 сентября 1945 г. 2. Когда состоялся Парад Победы на Красной площади? а) 9 мая 1945 г.; б) 24 июня 1945 г.; в) 2 сентября 1945 г. 3. На месте какого русского города по приказу Гитлера должно было возникнуть море? * а) Ленинграда; б) Москвы; в) Смоленска. 3. На месте какого русского города по приказу Гитлера должно было возникнуть море? * а) Ленинграда; б) Москвы; в) Смоленска. 4. Так в нашей истории называют войны, в которых решалась судьба родины, Отечества: а) отечественная; б) гражданская; в) мировая. 4. Так в нашей истории называют войны, в которых решалась судьба родины, Отечества: а) отечественная; б) гражданская; в) мировая Итоговый тест


5. Где Красная Армия нанесла первое поражение фашистам? а) на Курской Дуге; б) при прорыве блокады Ленинграда; в) в Битве за Москву. 6. Подчеркни лишнее: а) Битва за Москву; б) Сталинградская битва; в) Куликовская битва. 7. Восстанови последовательность событий, расставив цифры от 1 до 4: Окончание Второй Мировой войны ____ Окончание Второй Мировой войны ____ Сталинградская битва. ____ Сталинградская битва. ____ Взятие Берлина. ____ Взятие Берлина. ____ Прорыв блокады Ленинграда. ____ Прорыв блокады Ленинграда. ____ 567 Итоговый тест


5. Где Красная Армия нанесла первое поражение фашистам? а) на Курской Дуге; б) при прорыве блокады Ленинграда; в) в Битве за Москву. 6. Подчеркни лишнее: а) Битва за Москву; б) Сталинградская битва; в) Куликовская битва. 7. Восстанови последовательность событий, расставив цифры от 1 до 4: Окончание Второй Мировой войны __4__ Окончание Второй Мировой войны __4__ Сталинградская битва. __1__ Сталинградская битва. __1__ Взятие Берлина. __3__ Взятие Берлина. __3__ Прорыв блокады Ленинграда. __2__ Прорыв блокады Ленинграда. __2__ 567 Итоговый тест


8.Установите соответствие (проведите стрелки):* 8.Установите соответствие (проведите стрелки):* Курская дуга Битва за Москву Блокада Ленинграда Начало Великой Отечественной войны Защитники Брестской крепости Самое крупное танковое сражение Подвиг гвардейцев- панфиловцев Дорога жизни 8 Итоговый тест

Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной войны.

Цели:

    Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и её героев.

    Воспитание уважения и глубокой признательности прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины.

Оборудование: В качестве сопровождения используется компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

Учитель: Дорогие ребята, наш первый классный час в этом учебном году мы посвящаем самому главному событию нашей страны, 65 годовщине победы нашей страны над фашистской Германией. Мы часто встречаем в книгах, слышим с кино- и телеэкранов такие слова как “Отечество”, “Родина”, “Родина-мать”. И каждый раз испытываем подсознательный трепет и уважение к этим словам. А какое значение имеют эти слова? Почему мы так называем то место, где родились? Давайте обратимся за поиском ответа к словам русского писателя, исследователя русского языка Константина Ушинского:

Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Матерью мы зовём её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме нашей страны, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.”

К.Ушинский

Учитель: Каждый человек любящий свою Родину старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность, то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни.

Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны – Великая Отечественная война.

64 года назад отгремели последние залпы войны. Фашистская Германия, развязавшая войну против народов Европы, рухнула. Кто же такие фашисты и откуда появились фашистские организации?

Ученик:

Первые фашистские организации появились в нескольких странах Европы – Италии, Германии, Венгрии. Фашизм представлял опасность рабочему классу, всем завоеваниям.

В Германии фашистскую власть возглавил Гитлер. Он говорил: “Надо любыми средствами добиться того, чтобы мир был завоёван немцами, и мы должны, прежде всего, истребить русских, чехов, болгар, другие славянские народы”. Вот какая угроза возникла в сороковых годах 20-го столетия над нашим и другими славянскими народами, над их богатой культурой.

Учитель: Нашему народу выпало тяжкое испытание, он принял его! Сегодня мы вспомним Дни воинской славы России из календаря Великой Отечественной войны. Свидетели и творцы этой славы еще живы и хорошо помнят, как нелегко далась нам самая великая наша победа. Разговаривайте с ними о днях их молодости почаще, ведь ветераны не вечны, они уйдут, а с ними уйдет живая память о Великой Отечественной войне. Примеры их неподдельного мужества должны навсегда оставаться в наших сердцах, ибо благодаря нему живёт и наша Россия.

Под вечер в гестапо её привели.
Прикладами били сначала.
Стояла она чернее земли,
Как каменная, молчала.
Когда ей руки стали ломать
На исходе бессонной ночи,
Плюнула партизанская мать
Немцу в бесстыжие очи.
Сказала (были острые, как нож,
Глухие её слова);
Труд твой напрасный.
Меня убьёшь –
Россия будет жива.
Россия тысячу лет жила,
Множила племя своё.
Сила твоя, убийца, мала,
Чтобы убить её!

Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, но сегодня я хочу поговорить с вами о ваших сверстниках времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, твоих ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.

Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

(Тексты к фотографиям читают ученики)

Валентин Котик

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени , медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток.

Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Василий Коробко

Необычно сложилась партизанская судьба шестиклассника из села Погорельцы Васи Коробко. Боевое крещение он принял летом 1941 года, прикрывая огнем отход наших частей. Сознательно остался на оккупированной территории. Однажды на свой страх и риск подпилил сваи моста. Первый же фашистский бронетранспортер, который заехал на этот мост, рухнул с него и вышел из строя. Потом Вася стал партизаном. В отряде его благословили на работу в гитлеровском штабе. Там никто и подумать не мог, что молчаливый истопник и уборщик прекрасно запоминает все значки на вражеских картах и ловит знакомые со школы немецкие слова. Все, что Вася узнавал, становилось известным партизанам. Как-то каратели потребовали от Коробко, чтобы он привел их к лесу, откуда партизаны делали вылазки. А Василий вывел гитлеровцев к полицейской засаде. В темноте каратели приняли полицаев за партизан и открыли по ним огонь, уничтожив немало предателей Родины.

Впоследствии Василий Коробко стал отличным подрывником, принял участие в уничтожении девяти эшелонов с живой силой и техникой врага. Он погиб, выполняя очередное задание партизан. Подвиги Василия Коробко отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью “Партизану Отечественной войны” I степени.

Витя Хоменко

Как и Василий Коробко, семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры вермахта, расслабленные баварским пивом. Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации “Николаевский центр”. Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко.

Вася погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Вася не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен ордена

Галя Комлева

В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. Она, как и многие ее сверстники в военные годы, была разведчицей, снабжала партизан важными сведениями. Фашисты выследили Комлеву, схватили, бросили в камеру. Два месяца непрерывных допросов, побоев, издевательств. От Гали требовали назвать имена партизанских связных. Но пытки не сломили девочку, она не проронила ни слова. Галя Комлева была безжалостно расстреляна. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Юта Бондаровская

Война застала Юту на каникулах у бабушки. Еще вчера она беззаботно играла с подружками, а сегодня обстоятельства потребовали от нее взяться за оружие. Юта была связной, а потом разведчицей в партизанском отряде, который действовал на Псковщине. Переодевшись мальчишкой-нищим, хрупкая девочка бродила по вражеским тылам, запоминая расположение боевой техники, постов охраны, штабов, узлов связи. Взрослым никогда не удалось бы так ловко обманывать бдительность врага. В 1944 году в бою у эстонского хутора Юта Бондаровская пала смертью храбрых вместе со своими старшими товарищами. Юта посмертно награждена орденами Отечественной войны I степени и медалью “Партизану Отечественной войны” I степени.

Саша Ковалев

Он был выпускником Соловецкой школы юнг. Свой первый орден - орден Красной Звезды Саша Ковалев получил за то, что моторы его торпедного катера №209 Северного флота ни разу не подвели во время 20 боевых выходов в море. Второй награды, посмертной, - ордена Отечественной войны I степени - юный моряк был удостоен за подвиг, которым вправе гордиться взрослый человек. Это было в мае 1944 года. Атакуя фашистский транспортный корабль, катер Ковалева получил от осколка снаряда пробоину коллектора. Из разорванного кожуха била кипящая вода, мотор мог заглохнуть в любую минуту. Тогда Ковалев закрыл пробоину своим телом. На помощь ему подоспели другие моряки, катер сохранил ход. Но Саша погиб. Ему было 15 лет.

Нина Куковерова

Свою войну с гитлеровцами она начала с распространения листовок в оккупированном врагами поселке. В ее листовках были правдивые сводки с фронтов, которые вселяли в людей веру в победу. Партизаны доверили Нине разведывательную работу. Она отлично справлялась со всеми заданиями. Гитлеровцы решили покончить с партизанами. В одну из деревень вошел карательный отряд. Но его точная численность и вооружение не были известны партизанам. Нина вызвалась разведать силы врага. Она запомнила все: где и сколько часовых, где хранятся боеприпасы, сколько у карателей пулеметов. Эти сведения помогли партизанам разгромить врага.

Во время выполнения очередного задания Нину выдал предатель. Ее пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку. Нина Куковерова посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Лара Михеенко

Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов… Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале.

Лара Михеенко стала партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст - после бесплодного допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Лару Михеенко посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени .

Саша Бородулин

Уже зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени . Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку.

Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.

Витя Коробков

Двенадцатилетний Витя был рядом со своим отцом, армейским разведчиком Михаилом Ивановичем Коробковым, действовавшим в Феодосии. Витя, чем мог, помогал отцу, выполнял его боевые поручения. Бывало, и сам проявлял инициативу: расклеивал листовки, добывал сведения о расположении вражеских частей. Его арестовали вместе с отцом 18 февраля 1944 года. До прихода наших войск оставалось совсем чуть-чуть. Коробковых бросили в старокрымскую тюрьму, две недели выбивали из разведчиков показания. Но все усилия гестаповцев оказались напрасными…

Сколько же их было?

Мы рассказали лишь о немногих из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.

Таня Савичева. Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня.

Мария Щербак. Ушла на фронт в 15 лет под именем своего погибшего на фронте брата Владимира. Стала пулеметчицей 148-й стрелковой дивизии. Мария закончила войну старшим лейтенантом, кавалером четырех орденов.

Аркадий Каманин. Он был воспитанником авиаполка, в 14 лет впервые сел в боевой самолет. Летал стрелком-радистом. Освобождал Варшаву, Будапешт, Вену. Заслужил три ордена. Спустя три года после войны Аркадий, когда ему было всего 18 лет, умер от ранений.

Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне с взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки. Но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее.

У наших побед нет срока давности, на них воспитывались и будут воспитываться новые поколения русских бойцов, которым откроется возможность вписать свои страницы в военную историю Отчизны.

Ученик:

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните.
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйся, помните!

Объявляется минута молчания.

Песню свою, отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,
Помните!

Р. Рождественский

Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Этап подготовки:

1) изучение информации по вопросам: «Великая Отечественная война», «Афганская война», «Война в Чечне».

2) диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России?»

3) составление презентации.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, высказывания великих людей о героизме, благородстве: «О, чувство благородное, чувство освященное!

Обладай вечно сердцами россиян!..» (Ф.Н.Глинка)

«Благородный человек знает только долг, низкий

человек знает только выгоду» (Конфуций)

I. Организационный момент

II. Определение темы классного часа

(Слайд № 2)

Мужество - это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество - суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

Учитель:

Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?

(ответ учащихся)

Учитель:

Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?

(ответ учащихся)

III .

Учитель: - Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.

Учащиеся:

Во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.

Учитель: (Слайд № 3)

Давайте вспомним об этих войнах. Дата 15 февраля в России объявлен Днём памяти о Россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Многие из вас не знают, что рядом с нами живут героические люди, которые рисковали своей жизнью ради мира на Земле, чтобы мы с вами спокойно спали, учились, работали, радовались жизни.

Сегодня классный час мы посвящаем солдатам, служившим и погибшим в военных событиях за пределами Отечества.

Ученик 1.: (Слайд № 4)

Великая Отечественная война началась22 июня 1941 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

Ученик 2.: (Слайд № 5 -9)

После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

Ученик 3.: (Слайд № 10)

Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты - 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

Ученик 4.: (Слайд № 11 -12)

Как часто видим мы с экрана

Сюжеты, репортажи о Чечне,

Как пули там свистят над головами,

Не спят солдаты днями и ночами,

За Родину сражаясь на войне.

И замирает снова сердце

От стона молодых ребят,

Когда в бою проклятый пулемёт

Им жизнь внезапно, слепо оборвёт,

И мёртвые в пыли они лежат.

Но где-то раненый, теряя силы,

Боится в 20 лет калекой стать,

Ведь мины беспощадно ног лишают,

И пули тело пробивают,

Что даже духа не хватает закричать.

И в голове его проносятся лишь мысли,

Как будут мать с отцом страдать,

Что девушку свою он не увидит,

И мысль, что кто-нибудь услышит.

Я жить хочу. Я не хочу так рано умирать.

И увезут их раненных в санчасть,

А позже в госпиталь отправят.

И будут там врачи солдат спасать

Порой жалея, что не умеют исцелять

Учитель: (Слайд № 13 - 14)

По официальным данным, в Чечне погибло и пропало без вести около 6 тысяч российских военнослужащих, пограничников, милиционеров и сотрудников службы безопасности. Эшелоны мальчишек везли на юг «выполнять свой долг». Наскоро обученные, они попали в такую кровавую бойню, о которой и не подозревали.

Вторая чеченская война началась после вторжения в августе 1999г. чеченских отрядов Шамиля Басаева и Хаттаба в Дагестан. К конце 2000г. российские потери составили 3 тысячи погибших и пропавших без вести.

Сейчас, когда обе чеченские кампании уже позади, их участники вернулись домой, устроились на работу, а некоторые успели обзавестись семьями. Но, так или иначе, каждого из них до сих пор преследует война, каждому необходима социальная, юридическая, психологическая и медицинская поддержка. Поэтому неудивительно, что эти ребята решили объединиться, чтобы помогать друг другу, сообщая решать возникающие проблемы. Так появилась общественно-патриотическая организация участников боевых действий на территории Чеченской республики и в других горячих точках..

IV. Учитель: (Слайд № 15)

Подведение итогов.

Была война, была победа. И за то, что мальчики наши знают о войне только понаслышке, спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили, завоевав победу.

По всей нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим братские могилы, величественные памятники и просто небольшие плиты.

Ученик:

(Слайд №)

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись -

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись,

И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что смог…

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

Сквозь годы нам видится

Тропа партизанская,

Пробитая пулями

Сосна нарочанская.

Атаки внезапные,

Засады под соснами,

Могильные холмики

Над травами росными.

И верность, и мужество,

И скорбь у пожарища

Вы пали за Родину,

Вы с нами, товарищи.

Мы будем такими же

В любом испытании

Клянёмся!

Клянёмся минутой молчания

Мероприятие посвящается служившим и погибшим в военных событиях за пределами Отечества.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок мужества Составила Газеева Г.В. - классный руководитель 9 класса В МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.» 2013 г.

Родина наша - колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими, как алмаз и сталь. (А.Н. Толстой)

На протяжении многих веков наша страна неоднократно подвергалась смертельной опасности. Но великий народ устоял. В боях за родную землю он показал непревзойдённые образцы отваги и мужества. Народ не забыл своих героев. Память об их славных подвигах он донёс до наших дней.

Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории от Мономаха до Донского 30 мая 1220 - 14 ноября 1263 Александр Невский Отпуская домой захваченных в плен рыцарей сказал им: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости… Но, если кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том и стоит, и стоять будет русская земля»

Русский народ издавна миролюбив, но когда над ним нависала опасность со стороны внешних захватчиков и поработителей, он поднимался и бил врага беспощадно

У нашего народа сложилось много славных традиций. И одна из традиций – день Советской Армии и Морского Флота. Сегодня мы называем этот день – День защитника Отечества - 23 февраля.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции иностранные империалисты не могли примириться с существованием Советской республики. Они готовили нападение на первую в мире страну Советов. Совет Народных Комисаров издал декрет, в котором говорилось: «Новая Рабоче-крестьянская Армия создается из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся!» Ряды ее росли и крепли. В феврале 1918г. отряды Красной Армии под Нарвой, Псковом, Равелем приостановили продвижение немецких оккупантов. В память о героическом дне - 23 февраля стал отмечаться советским народом как день рождения Красной Армии.

Ты родилась не в дни парадных маршей, чеканя шаг по гулкой мостовой. На стременах перед тобой фельдмаршал не привставал с поднятою рукой. Твое рожденье, вот оно какое: … сукно шинелей прожжено насквозь, вокруг метель шрапнельным выла воем, ковал обувку старую мороз. В твоих рядах со стариком усатым и с моряком, видавшим смерть не раз, шагал юнец походкою солдата, шинелью, заметая снег и грязь. … стоял февраль, заря за гребнем леса, Казалось, не хотела рассветать. … и этот день твоим рожденьем стал. (Н.Агеев)

1941-1945гг. Много пролили крови бойцы Советской Армии и Военно-Морского Флота, защищая свою Родину. Русский народ, стойким характером, несгибаемой волей в тяжелую годину изгонял врагов со своей родной земли. О, Родина, смогу ль забыть Твои нелегкие победы, Твои немыслимые беды, Забыть, как прадеды и деды Умели драться и любить? О, Родина! Всегда с тобой Мне вечно жить и вечно помнить. Навсегда останутся в памяти герои Великой Отечественной войны, чье мужество согревает наши сердца.

08.03.1911 - 16.11.1941 Герой Советского Союза Клочков Василий Георгиевич Клочков (Диев) Василий Георгиевич - военный комиссар 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии 16-й армии Западного фронта, младший политрук 16 ноября 1941 года во главе группы истребителей танков у железнодорожного разъезда Дубосеково Волоколамского района Московской области отражал многочисленные атаки противника. Группа, вошедшая в историю битвы под Москвой и Великой Отечественной войны, как 28 героев-панфиловцев, уничтожила восемнадцать танков. На всю страну стали известны легендарные слова младшего политрука Клочкова, обращённые к бойцам: "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!". В критическую минуту боя отважный офицер-политработник бросился со связкой гранат под вражеский танк и погиб смертью героя.

Герой Советского Союза Гастелло Николай Францевич Командир 4-й авиационной эскадрильи 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации, капитан. 26 июня 1941 года при выполнении очередного полёта на боевое задание, его бомбардировщик был подбит и загорелся. Капитан Гастелло Н.Ф. направил горящий самолёт на скопление вражеских войск... 23.05.1908 -26.06. 1941 Звание Героя Советского Союза капитану Гастелло Николаю Францевичу присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года за наземный таран.

Герой Советского Союза Чайкина Елизавета Ивановна 28.08.1918 – 23.11.1941 Секретарь Пеновского подпольного райкома комсомола Калининской области, одна из организаторов партизанского отряда. Однажды Чайкина получила задание командира партизанского отряда пробиться в Пено, разведать численность вражеского гарнизона и местонахождение его штаба. 22 ноября 1941 года Лиза по пути в Пено зашла на хутор Красное Покатище к своей подруге. Её заметил бывший кулак и донёс фашистам. Гитлеровцы ворвались в дом Купровых, расстреляли семью, а Чайкину увезли в Пено. Здесь её зверски пытали, требуя указать, где находятся партизаны. Ничего не добившись, фашисты 23 ноября 1941 года расстреляли мужественную партизанку. Звание Героя Советского Союза Елизавете Ивановне Чайкиной присвоено посмертно 6 марта 1942 года.

Герой Советского Союза Зоя Анатольевна Космодемьянская 13.09.1923 – 29.11.1941 17 ноября 1941года вышел приказ Сталина за № 0428, предписывавший лишить «германскую армию возможности располагаться в селах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и теплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом», с этой целью «разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог». Зоя в составе одной из диверсионных групп также получила задание сжечь в течение 5-7 дней 10 населенных пунктов, в их числе деревню Петрищево. Группа, в которой она находилась, попала под обстрел у деревни Головково и понесла тяжелые потери. Космодемьянская была арестована при выполнении этого задания и после пыток казнена немцами 29 ноября 1941 года.

Герои Советского Союза Наши земляки Дряничкин М.Е. 1909 - 1945 Елисеев М.Г. 1899 - 1943 Иванов П.А. 1909 - 1944 Иванов Н.П. 1904 - 1959 Родионов П.З. 1923 - 1978 Рыжов М.Г. 1913 - 1946 Староверов Я.П. 1904 - 1956 Ханжин П.С. 1924 - 2007

Полные кавалеры ордена Славы Наши земляки Дёгтев С.С. 1913 - 1988 Зотов Н.И. 1917 - 1994 Малкин П.М. 1918 - 1980 Садовников Г.Д. 1912 Сафонов Г.В. 1898 - 1976

Афганистан Афганская воина (1979-1989) . В данном конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан (ДРА) с одной стороны и вооруженная оппозиция («моджахеды», или «душманы») - с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. В военный конфликт оказалась непосредственно втянута и Советская Армия. Моджахедам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США (ЦРУ), ряда европейских стран - членов НАТО, Китая, а также пакистанские спецслужбы. 15 февраля 1989г. для многих из нас стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров и служащих. А итог печален. Более 13тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей и не сказали они: «мама, я жив», а около 33тыс. вернулись израненным.

Из Тетюшского района на эту войну было призвано 147 человек. Мужество, настойчивость в достижении поставленной цели, готовность всё отдать, а если потребуется и жизнь - во имя Родины - эти благородные качества помогли тетюшским юношам в нелёгкое время. Большинство наших земляков, пройдя через непомерные тяготы афганской войны, вернулись. Вернулись - чтобы жить. Сегодня они продолжают честно и добросовестно служить Родине. Их верность долгу, крепкая дружба, взаимопомощь, стойкость являются хорошим примером для молодого поколения. Но есть семьи, где оплакивают невозвратные потери дорогих и близких павших на земле Афганистана. Есть они и среди наших земляков. Слишком рано оборвались жизни пятерых парней, уроженцев земли Тетюшской.

Вот имена ребят, сложивших головы на чужой далёкой земле: Илюшкин Геннадий Леонтьевич, уроженец села Тоншерма, погиб 25 декабря 1979 года Мингалиев Гумар Мингазиевич, уроженец села Большие Атряси, погиб 10 сентября 1985 года Мусин Хамид Гусманович, уроженец села Большая Турма, погиб 26 октября 1985 года Ахметзянов Шамиль Хабирович, уроженец села Большая Турма, погиб 21 ноября 1985 года Потапов Андрей Николаевич, уроженец села Иоково, погиб 12 июля 1987 года.

Эхо афганской войны тревожит и ещё долго будет тревожить сердца и умы наших людей. Мы отдаём дань уважения мужеству и самоотверженности воинов- интернационалистов. В память о героическом подвиге наших военных, и отдавая дань уважения их подвигу, 15 февраля считается в России Днем памяти воинов-интернационалистов. Там отцы остались Вечно молодыми Вечно молодыми… В бронзе обелисков Встали над планетой Русские мальчишки. Юностью бессмертной, Памятью священной Встали над планетой Вечной и нетленной.

У цветка незабудки Ты спроси про войну, Ты прислушайся чутко, Ты услышь тишину. Пусть навеки укрыта Чья - то слава в гранит, Но ничто не забыто И никто не забыт.



Close